В ремонтно-кузнечном цехе РИЗа появилось новое оборудование – плазменный станок резки металла. Он пришел на смену советскому газоплазменному аппарату, который использовался на заводе с 1973 года.
Как поясняет главный технолог предприятия Марат Зарипов, новый станок – российского производства, с универсальной рабочей платформой 2,1 на 6,2 метра. Он совмещает плазменную и газовую резку. Первый тип подходит для листов толщиной до 52 мм, второй – до 150 мм. Главное преимущество новинки – высокая точность. Благодаря этому детали теперь можно вырезать сразу в нужный размер без припусков. Детали, к слову, раньше изготавливали на станках лазерной резки на других заводах «КАМАЗа». При этом из-за загруженности того оборудования их приходилось ждать. Возникали проблемы и из-за специфики металла.
Новый станок позволит снизить мехобработку (а где-то и вообще ее убрать), в том числе уменьшит время на фрезерную обработку. Оборудование способно освободить от этой черновой операции десятерых фрезеровщиков, приводит расчеты Зарипов. А реальный экономический эффект в год составит 5 млн рублей.
– Строительно-монтажные работы мы начали в 2023 году, а закончили в конце 2024-го, – рассказывает главный технолог, объясняя причину, почему СМР затянулись. – Проект вышел уникальным благодаря и очень сложной системе газопроводов в РКЦ, которой больше нет нигде на «КАМАЗе».
Для работы станка нужны азот, кислород, сжатый воздух, пропан и ацетилен. Благодаря такому набору газов можно резать черные листы, жаропрочную или нержавеющую стали, цветные металлы.
– У нас были казанские заказы на оснастку из титановых сплавов. На газоплазменном станке мы не могли резать такой металл, поэтому приходилось строгать его, а это колоссальные затраты. Теперь таких проблем не возникнет, – приводит пример Зарипов.
Для работы с оборудованием обучен технолог Артур Абдуллин. Он передает свои знания наладчику, а далее каскадным методом при необходимости тот поделится опытом со своими коллегами. При этом Зарипов обращает внимание, что станок в три раза производительнее предшественника, поэтому сейчас производятся расчеты, сколько нужно персонала для его обслуживания и, соответственно, смен.
Текст: Кирилл Свиридов
Фото: Виталий Зудин