Читатели постарше, конечно же, помнят о Продовольственной программе СССР, принятой на майском (1982) Пленуме ЦК КПСС для удовлетворения возрастающих потребностей населения в продуктах питания. Так вот, в рамках выполнения этой программы на КАМАЗе освоили промышленное выращивание рыбы.
Предлагаю вашему вниманию воспоминания Зацепина Александра Яковлевича, который приехал на КАМАЗ в 1972 году, работал начальником цеха очистки промышленных стоков (ОПС) Управления главного энергетика (УГЭ) КАМАЗа (1972-1977), заместителем начальника УГЭ КАМАЗа (1977-1985), заместителем коммерческого директора КАМАЗа – техническим директором коммерческой службы (1985-1999):
«У нас родилось предложение начать строительство установки по выращиванию карпа в условиях искусственного вскармливания мальков, которых мы затем завозили из рыборазводных водоемов Татарстана. Я создал инициативную группу на мехочистке, которая под моим руководством заседала каждый вечер по отработке проекта. Для начала мы посмотрели опыт Нижнекамскнефтехима, но признали их проект несовершённым. Так как у нас не работала система известкования стоков, мы все баки в реагентном хозяйстве облицевали кафельной плиткой, поставили в центральном пролете высокую из трубы колонну для насыщения кислородом, поставили циркулирующие насосы , сделали кислородную врезку в колонну, установили на улице кислородную бочку и подачу в колонну, установили один 6-ти точечный потенциометр для измерения температуры, смонтировали систему шламоудаления из 7 баков. В лучшие времена в каждом баке плавало до 7 000 рыб. Так получили целую замкнутую систему с отстойником для экономии воды, на каждом баке установили автоматические кормушки и запустили малька.
Результат оказался поразительный. Через один месяц карп из 100 граммов вырастал до килограмма. Привес суточный доходил до 12-17 граммов в сутки. В 1984 году в Москве проходила выставка, посвящённая 60-летию советского автомобилестроения. К нам пришли корреспонденты снимать всю установку по выращиванию рыбы в искусственных условиях, весь материал был тогда представлен на этой выставке. К нам зачастили делегации из города, из КАМАГЭСЭНЕРГОСТРОЯ и других предприятий с целью перенять опыт, но таких условий, конечно, ни у кого не было.
Малька мы завозили в камазовских цистернах, подключали кислородные баллоны к коллекторам из кислородных шлангов и так доставляли. Однажды доставку малька (сеголетки) доставляли в пластмассовых бочках на вертолете. В вертолете погрузили 8 200-хлитровых бочек, два кислородных баллона, восемь кусков кислородных шлангов длиной по 3 метра и полетели. Со мной полетел мастер от цеха ОПС Иванов. Когда в Апастово загрузили малька и заполнили их водой кислород не потребовался. Пролетев до Камского Устья, я посмотрел в бочки и увидел, что весь малек кишит с открытыми ртами на поверхности и явно начинает задыхаться. Говорю второму пилоту, надо открывать кислород. Он говорит командиру и просит разрешения открыть кислород. Командир посмотрел на нас и говорит: «Вы что же, хотите взорвать мне вертолет?» Едва уговорили его, что мы гарантируем нормальное поступление кислорода, от бака с керосином баллоны будут на расстоянии около метра. Когда стали открывать, оказалось, что нет ключа от кислородного баллона. Мастер Иванов стал искать, но нигде нет ключа. Говорю ему, мол, ныряй прямо в бочки, ищи этот ключ. Было смешно смотреть на него, когда он высовывал голову из бочки с кучей малька на ушах и голове. Бывает же такое - ключ оказался в самой последней бочке с мальком. Провозились минут 10, но, открыв кран на баллоне, мы увидели, что всё сразу нормализовалось. Все с радостью вздохнули. Весь малек опустился под воду, и так мы довезли его до своих бассейнов. Выпускали прямо из бочек в бассейны, от вертолета везли бочки на тракторе, заезжали прямо в помещение и опрокидывали…»
А теперь несколько документов по теме.
Внизу приказ генерального директора КАМАЗа «Об организации рыбного хозяйства в управлении главного энергетика» от 9 августа 1984 года.
Внизу Косотуров Александр Илларионович – начальник УГЭ КАМАЗа (1969-1985).
Внизу статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 20 сентября 1984 года.
Внизу заметка из газеты «Советская Татария» от 16 октября 1986 года.
Внизу на фотографии Ерышев Василий Александрович – автор выше размещённой статьи.