– Смазываем литолом поверхность вала, собираем подшипник промежуточной втулки, устанавливаем шестерню, опорную шайбу, подшипник… – почти скороговоркой комментирует выполнение своей операции слесарь механосборочных работ 5 разряда Олег Скота. Он же бригадир, новатор, наставник.
В цехе карданных валов автомобильного завода Олег Митрофанович работает уже 41 год и никуда не уходил, как это делали многие, в самые тяжелые и кризисные времена. Наоборот, как он вспоминает, с супругой зубами держались за «КАМАЗ», потому что была хоть какая-то защищенность, уверенность, что все наладится. Со своей женой Еленой познакомился здесь же, в этом цеху, она работала на изготовлении 27-й вилки кардана руля. Ухаживал долго – около года, брак оказался крепким, дружным, супруги вырастили двоих сыновей.
За высокие производственные показатели его неоднократно отмечали заводскими и камазовскими почетными грамотами, а когда был комсомольцем, поощрили знаком «Молодой гвардеец XI пятилетки». И, как вспоминает сам Скота, именно эта награда стала решающей при получении однокомнатной квартиры, что для молодой семьи было очень важно.
– Благодаря организаторским способностям, умению повести за собой коллектив на выполнение поставленных задач Олег Митрофанович назначен бригадиром 261-й бригады сборщиков раздаточной коробки, – характеризует подчиненного мастер участка Ленар Киямов. – Я часто к нему обращаюсь за советом, потому что только он здесь знает все!
Своими знаниями Олег Скота делится со своими учениками. Но теми, кто стал камазовцами (а это порядка 10 человек, некоторые из них, окончив вуз, перешли на инженерную должность), гордится. Он всегда повторяет: если не знаешь – спроси, если сомневаешься – спроси, не допускай изначально брак, переделывать будет очень трудно.
– Терпения вагон, конечно, надо. Молодежь все стремится делать быстро, торопится, и надо немножко осаживать, – поясняет наставник.
Он помнит свой первый рабочий день: опоздал на 20 минут, потому что очень волновался, долго не мог заснуть и в результате проспал. Даже пропуск в табельной скинул в ячейку другого цеха и забыл, где находится его бригада, хотя завод ему уже был знаком. В конце 70-х – начале 80-х годов все челнинские десятиклассники обучались заводским профессиям и практику осваивали на производстве. Профориентация не прошла даром, Олег решил продолжить работу в ставшем уже своим цехе. Говорит, профессия рабочего тогда очень ценилась, а особенно нравилось на вопрос: «Ты где работаешь?» гордо отвечать: «На «КАМАЗе!»
– После пожара на заводе двигателей наш цех закрыли, мы работали на заделах, а когда полноприводные автомобили начали снова производить, меня направили сюда мастером, – вспоминает Олег Скота. – Линия три-четыре года не работала, мы ее с нуля запускали. Тогда же объединили два цеха – карданных валов и раздаточных коробок. Бывших работников подтянули и новые кадры набирали.
Он сколотил крепкий коллектив – большинство из бригады, собранной в 1998 году, работают по сей день. Но пробыл мастером восемь лет и снова ушел в слесари, потому что любит работать руками. С годами, приобретая все больше опыта, понимал, как надо совершенствовать рабочее место слесаря, чтобы облегчить труд и допускать меньше брака. Так он стал рационализатором. Правда, сколько было рацпредложений, он и сам теперь уже не помнит, говорит, что они настолько давние и органично вписались в повседневные техпроцессы, что кажется, будто так и было.
– Раз стало удобно и комфортно работать, значит, и производительность растет, – поясняет новатор. – Например, на стендах для сборки первичного вала и дифференциала раздаточной коробки оснастки на прессах изначально были съемные, а я сделал жесткое крепление, чтобы экономить рабочее время, тем более, если оснастку постоянно снимать и ставить, то осколок от пресса может отлететь и поранить слесаря. А здесь, на сборке картера, заказ открыт на изготовление накопителя, чтобы картер детали на пол не ложился. Вот гайковерты висят – закрепили шланги, чтобы ни за что не цеплялись. А для выколоток (это цилиндрический инструмент, имеющий свойство скатываться) сделали выемки под ручки. И на ровных оправках мы сделали пятачки, чтобы по руке нельзя было ударить...
В 2021 году Олег Митрофанович стал победителем в камазовском конкуре «Лидер PSK», заняв второе место в номинации «Улучшение рабочего места». Также им подано два кайдзен-предложения с экономическим эффектом 40 тысяч и 17 тысяч рублей.
– Я люблю свою работу за то, что из-под рук выходит что-то готовое. Я изготавливаю промежуточный и первичный вал раздаточной коробки, при необходимости подменяю людей на конвейере для установки, например, картера привода переднего моста. Пока силы есть, поработаем. А здоровье поправляем в санатории, я – член профсоюза, путевки нам выделяют, – оптимистично настроен наш герой.
Текст: Татьяна Парамонова. Фото: Виталий Зудин.
Статья конечно правильная и специалист прекрасный, Олег Митрофанович. Респект! ...и хорошо пока оптимизма хватает. С годами опыт только крепнет, а вот технологическое оборудование и тех. процесс пр-ва РК65111(с прошлого века) только "слабеет"... Нельзя решить производственные проблемы закрывая лицо "золотыми руками"! На дворе шестой технологический уклад.
Ответить (0)Хорошая статья
Ответить (0)