Больше коррекционных классов для детей с нарушениями в развитии и больше денег на капремонт школ – таковы две главные просьбы, прозвучавшие в адрес министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина в рамках педагогической конференции, состоявшейся накануне в ДК «Энергетик». Министр в ответ попросил челнинских педагогов не завышать оценки.
УЗКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, ВЫУЧЕННЫЕ РОБОТАМИ
Августовская педагогическая конференция, посвященная итогам прошедшего учебного года и трендам предстоящего, открывалась вчера не только традиционной выставкой достижений школ и детсадов, но и необычной для совещаний творческой презентацией. Дети начальных классов артистично убеждали челнинских педагогов и почетных участников в лице министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина и депутата Госдумы РФ Альфии Когогиной в необходимости обучать их с учетом востребованных рынком специальностей. Упор на рыночный подход к образованию стал не единственным лейтмотивом нынешней конференции – второй тенденцией оказалась цифровизация отрасли, и оба направления сформировали повестку выставки.
Успехами Челнов в профориентационных конкурсах делегацию оглушили еще на входе. Гостей встречали 19 челнинских призеров BabySkills-2021 - детсадовского аналога чемпионата WorldSkills - с демонстрацией плодов своих трудов: гидрометеостанции из подручных средств, кулинарных и других изделий. Победители муниципального этапа регионального чемпионата WorldSkills расставили свои стенды рядом – их экспозиция включала уже роботизированные конструкции, 3D-принтеры и другие артефакты инженерной мысли. Вузам и колледжам интереснее оказалась цифровизация. В частности, команда Набережночелнинского государственного педагогического университета под руководством ректора Альфинур Галиакберовой разрекламировала цифровой симулятор педагога, призванный готовить будущих учителей математики и разработанный вместе с коллегами из высшей школы подготовки учителей реймсского университета Шампань-Арденны (Франция). Совместный опыт позволил НГПУ создать и авторскую версию симулятора, которая формирует виртуальный урок на основе видеофрагментов реальных школьных занятий. В этой вселенной студенту педагогических вузов, вероятно, придется постигать азы избранной профессии.
Инженерная школа №30 продемонстрировала облегченную пока версию виртуального музея истории "КАМАЗа" с дополненной реальностью. Как рассказал "Вестям КАМАЗа" учитель географии и руководитель кружков геоинформатики, технологий и виртуальной реальности Динар Валиахметов, виртуальный музей они создают по соглашению с "КАМАЗом".
«Сегодня мы показываем макет на основе общедоступных данных, но мы уже договорились с директором реального музея Александром Чухонцевым дополнить нашу программу непубличной информацией. Мы рассчитываем добавить в музей новейшие модели КАМАЗов, и, безусловно, восстановить старые модели – все-таки у нас музей истории, - а также сделать один разборный двигатель. Один из виртуальных КАМАЗов в идеале должен стать симулятором, на котором можно будет даже прокатиться с ощущениями реальной езды. Кроме того, мы намерены разработать виртуальную экскурсию по главному конвейеру "КАМАЗа"», - рассказал о перспективах проекта Валиахметов.
РЕЧЬ И ИНТЕЛЛЕКТ: ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ
Открывая пленарное заседание в качестве модератора, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев напомнил об инвестициях в городскую сферу образования, которые за 2021 год вылились в сумму свыше 5 млрд рублей. О текущей же обстановке доложил начальник управления образования Рустем Хузин, начав с проблематики детсадов. У малышей, как следует из слов Хузина, на сегодняшний день лишь одна беда – все еще не хватает яслей, хотя за несколько лет дефицит удалось неплохо сбить.
В городе на сегодня работают 128 садиков для 33 с лишним тысяч детей, и они обеспечивают местами 73,7% всех горожан в возрасте до 7 лет. К сентябрю откроются еще три новых садика на 660 мест, и тогда 3-7-леток без садика в городе не останется, а дети от 1,5 до 3 лет будут обеспечены яслями на 75%. Отдельного внимания требуют дети с ограниченными возможностями - несмотря на общий дефицит, для них открываются специализированные группы. За последние три года таких групп открыто в городе 24, из них 11 – только в этом году. В садике №96 появилась первая в Челнах группа для детей с расстройством аутистического спектра, которая поможет малышам с задержкой развития социализироваться и посещать школы. Собственно школы для детей с аутизмом в городе есть – №3 и №53, - но их уже не хватает, потому что число дошколят с подобным расстройством тоже растет. На данный момент первые классы коррекционных школ укомплектованы под завязку, а детей, нуждающихся в особых условиях, остается еще 50 человек. На этом фоне и прозвучала первая просьба Хадиуллину.
«Просим вас рассмотреть возможность дополнительного комплектования классов для детей с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта», - обратился Хузин к министру. Динамику прироста детей-аутистов Хузин не озвучил, но, по его словам, процесс обусловлен общим увеличением детского населения – иначе говоря, доля растет вместе с целым. А прирост целого однозначен - в новом учебном году число первоклассников в Челнах впервые перешагнет отметку 8,5 тысяч, и по прогнозу их количество будет расти еще как минимум в ближайшие два года. По этой же причине город не может пока уйти от второй смены. В этом году число двусменных школ увеличится на 2 штуки до 24-х.
ВОСЕМЬ ЧЕЛНИНСКИХ ШКОЛ ОПРОБУЮТ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ
Главным вызовом для отрасли в целом на сегодня стали новые образовательные стандарты, которые должны вступить в силу с 1 сентября 2022 года – на них перейдут все школы без исключения. По словам Хузина, новые стандарты определят эффективность обучения на годы вперед. «В этом году их будут апробировать восемь челнинских школ, которые станут методическими площадками для всех остальных», - сообщил докладчик. В подробности новых методик он углубляться не стал, однако тезисно обрисовал, чего ждать от системы образования в стратегической перспективе.
Практически все актуальные тренды в этой сфере связаны с цифровизацией. Хузин, ссылаясь на экспертные мнения ученых от педагогики, перечислил такие векторы движения, как геймификация образования (элементы игры в учебе), «онлайн-курсы всего и вся», дополненная виртуальная реальность, работа над проектами в группе (в том числе как альтернатива домашним заданиям), адаптивное обучение (взаимодействие с системой заданных алгоритмов, которые определяют индивидуальную корректировку программы), а также принцип «обучения всю жизнь».
Рустем Хузин: «В этом году новые образовательные стандарты будут апробировать восемь челнинских школ»
Как видим, все тренды, за исключением пожизненного и проектного подходов, связаны с компьютерными технологиями и заочными коммуникациями, однако похоже, что теоретики от образования несколько забегают вперед. Когогина, как член президиума конференции, ответственный за федеральную повестку, впоследствии несколько приземлила ожидания аудитории, обозначив дистанцию между теорией и реальным положением дел.
«Появилось много фейков, особенно в центральных регионах - о том, что обучение скоро станет дистанционным, поскольку это дешевле и удобнее. Ничего подобного нет. Насколько мне известно, это даже не обсуждается на уровне федерального центра, - сообщила депутат Госдумы, - Ничто и никогда не заменит живого общения между учителем и учеником».
«СКОРО СОВСЕМ НЕКОМУ БУДЕТ ВЕСТИ УРОКИ»
К какому бы формату коммуникаций ни пришли школы в будущем, пока что наших детей обучают живые люди и очно, но их мало. В городе работают 7,7 тысячи педагогов, среди которых высок процент учителей со стажем свыше 20 лет. Больше половины преподавателей старше 35 лет, 17% - пенсионного возраста, из них 107 человек старше 64 лет. При этом ежегодно в челнинские школы трудоустраиваются до 250 молодых специалистов, что позволяет вывести средний возраст учителя на отметку 44 года. Дефицит кадров в образовании ощущается так же, как и в других отраслях, но особенно остро в этом году встал вопрос с учителями начальных классов, физики, химии и биологии.
«По некоторым специальностям скоро совсем некому будет вести уроки. Уважаемый Ильсур Гараевич! Просим вас обратить на эту проблему внимание», - обратился Хузин к министру. Пока, по словам спикера, школы пытаются решать задачу своими силами, заключая договора с выпускниками о целевом приеме на педагогические факультеты, но на сегодняшний день по программе целевой подготовки в городе учатся всего 44 выпускника. В этом году вузы выпустят лишь 10 таких учителей.
Ректор НГПУ Галиакберова позже в своем докладе рассказала кое-о-каком федеральном проекте, нацеленном на кадровое обеспечение школ. Она напомнила, что президент РФ Владимир Путин в своем крайнем послании федеральному собранию предложил направить дополнительные средства на оснащение российских педвузов, и что 10 млрд рублей будут распределены в ближайшие два года между 33 российскими профильными учреждениями. Деньги пойдут на капремонт и техническое обеспечение, в том числе они учитывают создание межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций. Собственно НГПУ уже получил 120 млн рублей на создание такого технопарка. Состоять он будет из лабораторий и учебно-экспериментальных кластеров.
Ректор НГПУ Альфинур Галиакберова: Будут созданы межфакультетские технопарки педагогических компетенций»
Еще одним путем насыщения школ кадрами Галиакберова обозначила инициативу минобраза РФ о создании профильных психолого-педагогических классов в самих школах. Для них уже есть программа обучения и в этой связи НГПУ рассчитывает к 2024 году открыть 17 таких классов в городах Татарстана.
Что касается конкретно Челнов, то второй глобальной городской проблемой Хузин назвал неадекватный объем капремонта школ. Отсюда и вторая просьба к распорядителям бюджетных средств республики.
«Нам катастрофически не хватает тех средств, которые направляются на капитальный ремонт, - однозначно высказался начальник управления, - Город строился стремительно, ежегодно сдавалось порядка 6-7 образовательных учреждений. Соответственно, сейчас они одновременно приходят в аварийное состояние. В настоящее время 23 зданиям школ требуется капитальный ремонт. По возможности просим учесть данный факт при формировании реестра капремонта школ».
«КАЖДЫЙ ВТОРОЙ АБИТУРИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕН ОЧНЫМ БЮДЖЕТНЫМ МЕСТОМ»
Новые же школы в Челнах строятся темпами, завидными буквально для всех российских городов, о чем сообщила в своем выступлении Когогина. По словам депутата, за этот год в России построены порядка 100 школ, и две из них приходятся на наш город. Однако депутат Госдумы предложила свою проблематику, почерпнутую из личных встреч с педагогами: избыточная отчетность, которая топит учителей в бумажной работе, и непрозрачная система оплаты труда.
«Хочу коротко проинформировать о принятых нами мерах. Совместно с регионами мы изучили проблему и приняли специальное постановление, в котором поручили правительству разработать пути снижения административной нагрузки на педагогических работников. Во все регионы были направлены письма с перечнем отчетной документации, которая ограничивает бюрократию. Министерство просвещения полагает, что вопрос таким образом полностью решен. Минобранауки РТ проинформировал меня, что через отраслевое соглашение с рескомом профсоюза документооборот оптимизирован и острота проблемы снята. Если это так - хорошо, а если проблема будет возникать вновь, будем обсуждать и предлагать новые пути решения», - пообещала Когогина.
Касательно зарплат депутат напомнила, что еще в 2019 году на парламентских слушаниях была предложена система, по которой не менее 70% оплаты труда учителя должны быть заложены в базовой ставке. Минпросвет тогда парламентариев поддержал, но не все регионы реализовали инициативу на своей территории и по сей день. «Мне видится, что проблема должна быть решена общефедеральным стандартом, а в регионы должны быть направлены субсидии на эти цели», - резюмировала Когогина.
Целью системы образования остается и возвращение бюджетных мест, как в вузы, так и в средне-специальные учебные заведения. «В сфере высшего образования нужно планомерно увеличивать количество бюджетных мест, направляя при этом большую часть [квот] в регионы. Каждый второй абитуриент должен быть обеспечен очным бюджетным местом на конкурсной основе. Это наша задача», - заявила депутат.
При этом действующие лимиты – не единственная беда с бюджетными местами. У ссузов, в частности, проблема другая, она была отмечена в докладе Хузина. Начальник управления образования рассказал, что результаты конкурса аттестатов при приеме в учреждения среднего профобразования (СПО) слишком поздно объявляются – после 17 августа. Поскольку бюджетных мест в ссузах тоже не хватает на всех выпускников 9-х классов, они просто вынуждены поступать на платные отделения, чтобы не терять год. В этом году, кстати, СПО города окончили 2763 человека, из которых трудоустроились 57%, но по специальности – всего 42%. Еще 17% выпускников ссузов поступили в вузы, 23% ушли в армию, 40 человек пока остались не у дел.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСИТ НЕ ЗАВЫШАТЬ ОЦЕНКИ
Министр, закрывая пленарную часть, никаких авансов раздавать не стал – ни в части финансирования капремонта челнинских школ, ни в отношении дополнительных коррекционных классов. У министерства голова болит об отраслевом рейтинговании республики на федеральном уровне, и Хадиуллин высказался на этот счет - правда лаконично, торопясь на следующую конференцию в Агрыз.
«Главным вопросом для нас остается совершенствование механизмов оценочных процедур, - заявил министр, - Эти моменты очень актуальны сегодня, потому что на основании проведенного анализа мы можем говорить об определенных сложностях и рисках. Татарстан занимает 22 место в российской федерации в части эффективности оценочных процедур по рейтингу Рособрнадзора. Это указывает на то, сколько нарушений мы допускали в 2019 году, оценивая результаты ЕГЭ, ОГЭ и всех других аттестаций». По итогам 2020 года рейтингования не было, но, по словам министра, ситуация выправилась и тенденцию нужно сохранить.
Ильсур Хадиуллин оставил просьбы челнинцев без комментариев
Вскользь была затронута на конференции и тема безопасности школ. Челнинский бюджет, напомним, уже выделил на защиту от террористов и экстремистов 220 млн рублей, но эти деньги пойдут на заборы, КПП, видеонаблюдение и системы экстренного оповещения об авариях. Республика же пока берет на себя охрану учебных заведений, руководствуясь в этой работе их градацией, принятой в августе 2019 года. Два года назад все российские школы, детсады, техникумы летние лагеря и прочие подведомственные минобразу учреждения были поделены на четыре категории опасности: чем выше риски – тем больше требований к защите. Самой безопасной в этой шкале является четвертая категория, которая присваивается школам на тех территориях, где в течение последнего года не было терактов, либо прогнозируемое число пострадавших в результате нападения не превысит 100 человек.
«Первая и вторая категории школ по решению президента будут охраняться ЧОПами, - сообщил министр, - Мы этим уже занимаемся. Более 450 миллионов рублей выделяется на эти цели. Это 280 учреждений. Школ 3 и 4 категорий гораздо больше – 1800, и с ними работа в этом направлении тоже ведется».
Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин
В царское время в казачьей станице атаману платили 150 руб., а учитель получал 300 руб. и был самым уважаемым человеком.
Ответить (1)К тому и идёт. Стоит ещё вспомнить процент грамотного населения в царское время))
не надо изобретать колесо, в Японии учитель- одна из САМЫХ ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫХ профессий поднимите уровень з/п в регионах до 100т.р/мес и престиж и кадры сами собой появятся
Ответить (0)Увеличится количество школ со второй сменой в связи с увеличением числа первоклассников! А 7 лет назад в мэрии это не могли предвидеть и отреагировать на рост рождаемости?
Ответить (0)Какой ровный, чистый тротуар и газон на фото. Почему такой порядок лишь там где ходят чиновники? Почему нет такого же порядка во дворах домов?
Ответить (0)Сделайте профессию учителя престижной, добейтесь общественного уважения к школе и тогда не будет этих проблем. А пока мы только умеем осваивать бюджеты на строительство и ремонты, не занимаясь содержанием учебного процесса
Ответить (0)В школы не идут работать потому что там мало платят, а нагрузки очень огромные, куча бумажной работы, куча нервов, учителя всегда виноваты во всём. Зачем? Если в магазине за кассой платят больше...
Ответить (0)Дали бабки вузам (ректорат теперь себе дачи достроит), чтоб было больше кадров в школах. Дайте бабки учителям. И я сам пойду физику в школе вести
Ответить (0)