Минобразования Башкортостана, возможно, примет за образец системы подготовки рабочих кадров наработки "КАМАЗа". Делегация во главе с министром образования и науки РБ на днях побывала в учебных заведениях "КАМАЗа", проявила живой интерес к вариантам государственно-частного партнерства в этой сфере и готовность закрывать потребности «НЕФАЗа» и «ТЗА» при участии материнской компании.
«НЕФАЗУ» И «ТЗА» НЕ ХВАТАЕТ ЛЮДЕЙ
Чтобы выпускать по 3 тысячи автобусов в год, как того требует рынок, «НЕФАЗу» нужно утолить кадровый голод, а в Башкортостане проблема подготовки рабочих специальностей стоит так же остро, как и в нашей республике. В поисках решения проблемы гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин пригласил делегацию Башкортостана во главе с министром образования и науки РБ Айбулатом Хажиным посмотреть, как куются кадры в Набережных Челнах.
Приглашение было принято: делегация приехала на "КАМАЗ" в составе представительском и вместе с тем рабочем – вместе с Хажиным прибыли посланцы Нефтекамского машиностроительного колледжа, «НЕФАЗа» и Туймазинского завода автобетоновозов. Татарстан отрядил на эту встречу делегатов минобразования РТ и управления образования города. Презентацию возможностей провел для Хажина заместитель гендиректора по управлению персоналом и организационному развитию "КАМАЗа" Александр Ушенин. Обмен опытом стартовал под крышей Многофункционального центра прикладных квалификаций машиностроения (МЦПК), где стороны обменялись исходными данными – потребностями камазовских «дочек» в Башкортостане, возможностями доступных учебных заведений и образовательными наработками "КАМАЗа" в Челнах.
Как стало понятно со слов руководителя группы развития персонала ПАО «НЕФАЗ» Марата Нуриева, текучка в компании имеется. На ее фоне наращивать штат все равно удается, но не в объемах, требуемых рынком. В 2020 году «НЕФАЗ» потерял 360 человек, а нанял на работу почти 800, однако стремительная динамика продаж, связанная в первую очередь с крупными поставками электробусов в адрес Мосгортранса, диктует свои цифры: чтобы покрыть спрос, «НЕФАЗу» нужно еще 700 специалистов.
В Туймазах ситуация сравнимая: город маленький, муниципалитет располагает единственным колледжем, студенты которого проходят практику на «ТЗА». Самые востребованные сегодня специалисты на заводе бетоновозов – это сварщики и маляры, однако на эти сложные по соотношению цена/навык специальности у провинциального индустриального колледжа слишком маленькая бюджетная квота: семьи не горят желанием платить за квалификацию сварщика.
Как следствие, рабочих не хватает, «ТЗА» пытается обучать сварщиков и маляров самостоятельно, но на выходе компетенции оставляют желать лучшего – таково мнение начальника отдела управления персоналом ПАО «ТЗА» Евгении Пресняковой. По ее словам, за прошлый год сотня учащихся колледжа не только прошла практику на «ТЗА», но и сдала на производстве выпускной экзамен. Однако ребят после выпуска забирают в армию, откуда в Башкортостан возвращаются единицы, а кроме того, ссузы и вузы стремятся заблокировать прием закоренелых троечников, из которых, по мнению Пресняковой, выходят отличные специалисты как по сварке, так и по малярному делу.
Эти достаточно живые картинки от представителей башкортостанской промышленности должны были убедить их министра Хажина в том, что государственная система образования при всем ее вековом стаже нуждается в наработках частного бизнеса - коммерчески обусловленного и вооруженного практикой.
УЧЕБНОЕ ДРЕВО "КАМАЗА"
Как "КАМАЗ" справляется с проблемой кадров дома, рассказал Ушенин. Главный по персоналу развернул иерархию ступеней обучения от детсада до трудоустройства, с Корпоративным университетом на вершине и детскими садиками в основании.
На этапе средней школы компания работает с потенциальными сотрудниками в рамках «Дней «КАМАЗа» - по субботам делегаты от разных заводов занимаются со школьниками исключительно профориентацией. За год "КАМАЗ" успевает отрабатывать таким образом порядка 15 школ. В последние годы к этой работе подключились и колледжи с вузами, обеспечивая комплексный подход к проведению подростков по профессиональному пути. "КАМАЗ" со своей стороны стимулирует новые профориентационные проекты от садиков, школ, ссузов и вузов грантами, выделяя на реализацию лучших идей до 600 тыс. рублей.
На подростков рассчитаны и площадки дополнительного образования. Так, на камазовском картодроме воспитываются будущие чемпионы Дакара. 12 направлений обучения предлагает «Кванториум». Мобильная версия «Кванториума» покрывает районы Татарстана, которые компенсируют утечку 75% выпускников челнинских школ. Четыре года назад в Челнах появилась первая инженерная школа, а в прошлом году еще одна получила свои инженерные классы, причем их ученики продолжают заниматься и летом на базе ведомственных загородных лагерей "КАМАЗа". Благодаря перечисленным проектам компания регулярно занимает высшие позиции по разным компетенциям в чемпионатах WorldSkills. При этом у "КАМАЗа" есть и собственный молодежный форум под названием «PROFдвижение», который собирал на своей площадке до 18 регионов присутствия автогиганта. Напомним кстати, что очередной форум начинает свою работу буквально сегодня в 12.00 в цифровом формате. Трансляцию можно посмотреть на канале Youtube.
МЦПК, в конференц-зале которого расположилась аудитория, отвечает в цепочке за обучение рабочим профессиям, промышленной безопасности и охране труда. Центр был открыт в 2016 году, как совместный проект "КАМАЗа" и Министерства образования и науки РТ. Статус Ассоциации дополнительного профобразования означает открытые двери для любых предприятий: всякий завод может разместить на базе МЦПК свое оборудование и получить целевую подготовку кадров. Закрыв потребности, компания забирает станки и уходит.
Лабораторный комплекс и единая кровля объединяют МЦПК с Техническим колледжем им. В.Д.Поташова. Их корпуса расположились на территории завода двигателей, при котором имеется еще один учебно-технологический комплекс (УТК), где учат конкретным операциям и погружают в производство – фактически реальное, только в усеченном масштабе. Подобные учебные центры имеются на каждом производстве с учетом его специфики. Всякий соискатель в обязательном порядке сначала проходит краткий общий курс корпоративных дисциплин в МЦПК, затем - специализированный в заводском УТК.
Свои площадки "КАМАЗ" имеет и в каждом из четырех учебных центров, открытых в регионах Международным институтом техники, технологии и управления (МИТТУ). Вуз является преемником РИПТиБа, готовившего кадры для "КАМАЗа" с 1975 года в статусе регионального института, но к настоящему времени его деятельность вышла за рубежи страны. МИТТУ предлагает около 70 эксклюзивных учебных программ, в том числе свыше 30-ти - по эксплуатации грузовиков. Минувший год научил МИТТУ передавать знания посредством вебинаров, и этот навык пригодится – потребители "КАМАЗа" на Камчатке, в Хабаровском крае и других отдаленных районах будут рады возможности сэкономить на перелетах и гостиницах.
Непосредственно на камазовских производствах ежегодно свыше 2 тыс. студентов проходят практику и стажируются, заранее привыкая к корпоративным ценностям. Целевая подготовка подразумевает их отбор после второго курса: от "КАМАЗа" они получают стипендию, на третьем курсе – рабочую профессию, а курсовые и дипломы могут писать под патронажем камазовских специалистов. За такое внимание выпускник обязан отработать на "КАМАЗе" три года, если же его планы меняются, то он может просто вернуть стипендию.
«УЧЕБНОМУ ЗАВЕДЕНИЮ ТРЕБУЕТСЯ ОБОРУДОВАНИЕ, ВО ВСЕМ МИРЕ ЭТО РЕШАЕТСЯ СОЮЗОМ КОЛЛЕДЖА И БИЗНЕСА»
Внимательно выслушав презентацию камазовской системы от Ушенина, делегация прошлась по колледжу им. Поташова и по заводу двигателей, после чего Хажин с Когогиным уже в непубличной обстановке обсудили возможные варианты объединения сил. Как именно камазовские наработки могут быть спроецированы на РБ, судить пока сложно, однако ясно, что включиться в систему подготовки кадров для «НЕФАЗа» и «ТЗА» соседи готовы: в противном случае Башкортостан не отрядил бы в Челны целого министра. Готовые решения от "КАМАЗа" позволяют надеяться на некое подобие описанных учебных структур у соседей, а участие в составе делегации представителя Нефтекамского машиностроительного колледжа указывает на возможность их размещения в непосредственной близости от «НЕФАЗа». Такой вариант мог бы подойти и Туймазам, поскольку расстояние между этим городом и Нефтекамском сравнимо с маршрутом между Челнами и Казанью.
Оборудованием ли для нефтекамского колледжа или чем-то иным готов вложиться в создание учебных структур в РБ "КАМАЗ" – вопрос дальнейших переговоров, но, как подчеркнула в беседе с корреспондентами "Вестей КАМАЗа" директор департамента развития персонала компании Светлана Михеева, "КАМАЗ" никогда не отказывался помогать колледжам и вузам, примеров тому достаточно.
«В подобном обмене опытом заключена обоюдная выгода: кадры, особенно рабочие, невозможно подготовить исключительно силами колледжа, - добавила Михеева, - Это ресурсоемкая задача: учебному заведению требуются и оборудование, и расходные материалы, а потому во всем мире она решается союзом колледжа и бизнеса». По словам директора департамента, гостей прежде всего интересуют именно механизмы государственно-частного партнерства в образовании и вопросы взаимодействия предприятий с вузами. "КАМАЗ" же, как подчеркнула Михеева, на сегодняшний день весьма доволен выстроенной системой работы как с учебными заведениями, так и с региональными министерствами образования. «Компания создала комплексную систему подготовки кадров, интересную для всей федерации, и потому делегации по линии образования у нас бывают нередко», - отметила Михеева.
Фото: "Вести КАМАЗа", Виталий Зудин