Новый цех горячего цинкования рам запустил в Набережных Челнах «Ак Барс Металл», и уже спустя две минуты Туймазинский завод автобетоновозов официально стал его якорным потребителем. Это первое производство в России, которое позволит цинковать рамы для полуприцепов – с ним ТЗА выведет на рынок продукт, оставляющий позади европейские аналоги, но только дешевле на миллион рублей за штуку.
«ЦИНКОВАНИЕ РАМЫ ПОЗВОЛИТ НАМ ОБЕСПЕЧИТЬ НАИЛУЧШЕЕ КАЧЕСТВО НА РЫНКЕ – БУКВАЛЬНО СРЕДИ ВСЕХ КОНКУРЕНТОВ»
Отныне полуприцепы производства Туймазинского завода автобетоновозов будут вставать на рамы, оцинкованные в Челнах на заводе ООО «Ак Барс Металл». На площадях челнинской «дочки» «Холдинговой компании "Ак Барс"» в конце минувшей недели после реинжиниринга открылся цех горячего цинкования и тут же директора двух заводов подписали контракт на поставку услуг для ТЗА.
Торжественный запуск производства собрал на площадке «Ак Барс Металла» представителей холдинговой компании, ТЗА, исполкома и Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов – символическую кнопку жали общими усилиями. Замглавы города Ирина Сагидуллина и гендиректор ТПП Фарид Башаров в своих поздравительных речах отметили, что пандемия весьма серьезно повлияла на бизнес-климат в городе, и открытие нового производства – редкое и потому особо ценное событие в наши дни. Заместитель гендиректора АО «ХК "Ак Барс"» по строительству Ильдар Шагитов пояснил, что для холдинга реконструкция цеха – лишь один из этапов программы модернизации челнинского производства, принятой несколько лет назад.
Гендиректор ТЗА Сергей Кленько выступил и от имени своего производства, и по поручению гендиректора "КАМАЗа" Сергея Когогина, который не смог приехать на открытие, сопровождая в этот день президентов Татарстана и Казахстана.
«Сергей Анатольевич просил передать, что он очень рад взаимодействию двух крупнейших в автомобилестроении и судостроении компаний, - донес до аудитории Кленько, - Мы с вами будем выпускать продукт, который не имеет аналогов ни в Европе, ни в России. Рама, которая будет покрываться цинком благодаря вашей ванне, устанавливается на полуприцепы, которые станут ездить в паре с новейшим тягачом по дорогам как России, так и Европы».
Ладони выступающих легли на огромную кнопку, ее красный цвет сменился зеленым, генераторы холодных искр подсветили церемонию и тут же из новой ванны кран-балка вывезла почти 14-метровую раму для ТЗА – уже готовую, серебристого цвета. Как отметили участники, горячее цинкование признано одним из самых надежных и экономичных видов защиты металла от коррозии, а следовательно и распространенным, однако покрыть цинком столь габаритную конструкцию, как рама полуприцепа, в России действительно до сих пор не мог никто – нет подходящих по размером ванн цинкования.
Как рассказал "Вестям КАМАЗа" директор «Ак Барс Металла» Данис Хайруллин, новый партнер "КАМАЗа" холдинг «Ак Барс» вложил в модернизацию цеха порядка 300 млн рублей, нарастив его мощность с 30 тыс. тонн оцинкованных металлоконструкций в год до 40 тысяч. Главный выхлоп, однако, не в объемах производства, а именно в размерах ванны – только такая емкость отвечает габаритам камазовской рамы. Точная длина рамы – 13,65 метра, длина ванны – 14 метров. «Для нас это было одним из вызовов – оцинковать продукт ТЗА, потому что до сих пор в стране никто не мог оцинковать рамы грузовой техники», - отметил Хайруллин.
Кленько в беседе с корреспондентом "Вестей КАМАЗа" подтвердил и уникальность услуги, и бешеный спрос на нее в стране. «Сегодня в России продаются 11 тысяч полуприцепов в год, а "КАМАЗ" вышел на рынок с суперсовременным тягачом, который должен их перевозить. Продавать тягачи сами по себе производителю не очень интересно, потому что реализация в комплекте с полуприцепом дает двойную выгоду, и именно такая задача стоит перед нами – продавать эти продукты вместе. Цинкование же рамы позволит нам обеспечить наилучшее качество на рынке – буквально среди всех существующих конкурентов», - пояснил гендиректор ТЗА.
ПОЛУПРИЦЕП ТЗА БУДЕТ НА МИЛЛИОН ДЕШЕВЛЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ВАРИАНТОВ С КРАШЕНЫМИ РАМАМИ
Напомним, что линия по сборке шторных полуприцепов переехала с «НЕФАЗа» на ТЗА совсем недавно, высвобождая площади в Нефтекамске для производства пассажирского транспорта. Это процесс стартовал в сентябре прошлого года, а за 2022-й ТЗА планирует удвоить свою выручку за счет нового для себя продукта.
«В сентябре мы начали с 30-ти шторных полуприцепов, сегодня вышли на уровень 150-160 штук в месяц, – рассказывал Кленько "Вестям КАМАЗа" в феврале, - Наша задача – организовать на первом этапе сборку до 2 тысяч полуприцепов в год с дальнейшим развитием мощностей до 5 тысяч. Развитие этого проекта позволяет нам значительно увеличить объем товарной продукции ТЗА. Если в 2020 году он составлял 1,8 миллиарда рублей, в 2021 году – 2,7 миллиарда, то в текущем году с выходом на 1800-1900 единиц полуприцепной техники мы еще раз двукратно увеличим объем – до 5 миллиардов рублей».
Договор о поставках подписали гендиректора ТЗА Сергей Кленько (справа) и ООО «Ак Барс Металл» Данис Хайруллин
Впрочем, на этот год план закупок туймазинского завода ограничится цинкованием тысячи рам, как сообщил "Вестям КАМАЗа" Кленько на церемонии запуска производства. Поставщик при этом в перспективе рассчитывает на большее, учитывая мощность нового цеха. «Заявленная ТЗА мощность выпуска полуприцепов – 3 тысячи, и, соответственно, понадобится 3 тысячи рам в год, - предложил свою математику директор «Ак Барс Металла», - В нашем объемном выражении это 6 тысяч тонн оцинковки из 40 тысяч тонн общей мощности, на такие поставки мы и рассчитываем. Но я очень надеюсь, что и на этом мы не остановимся. Хотелось бы прийти к сотрудничеству и в части сельхозтехники, и карьерной, укрепляя тем самым конкурентоспособность "КАМАЗа". Для меня это не сторонняя компания – я сам начинал свою трудовую деятельность в 2006 году мастером на кузнечном заводе, вырос там до начальника производства. Я очень рад, что мы сегодня подписали контракт именно с "КАМАЗом"». В целом услуга цинкования металлоконструкций востребована и аграриями, и дорожным хозяйством, и строителями.
Нужно пояснить, что логистика проекта для ТЗА получается не самая красивая – возить рамы придется из Туймазов в Челны и обратно, однако расстояние в 200 километров легко укладывает транспортные расходы в приятную для потребителя цену полуприцепа. Туймазинский завод, по объяснениям Кленько, станет возить рамы потоком: трал доставляет в Челны четыре рамы, забирает четыре готовые, и так по кругу.
«Дистанция позволяет зарабатывать и «Ак Барс Металлу», и нам, и, соответственно, "КАМАЗу" – рама при такой логистике сохраняет ценовые преимущества перед европейскими аналогами, такими как Schmitz Cargobull, Kögel Trailer и Fahrzeugwerk Bernard Krone. Даже с их не оцинкованными, а просто крашеными рамами мы имеем разницу около миллиона рублей, если говорить о конечной цене полуприцепа. Его нынешняя цена вырастет примерно на 150 тысяч, и при таких параметрах мы все равно остаемся в тренде рынка, но уже с наилучшим качеством, с гарантированной защитой от коррозии на 10 лет и дольше», - пояснил гендиректор ТЗА.
Что касается компетенций «Ак Барс Металла», то эта компания остается крупнейшим представителем отрасли в регионе, а продукция их использовалась в таких проектах, как «Ямал СПГ», «Амурский газоперерабатывающий завод», стадион «Казань Арена». Сейчас завод снабжает металлоконструкциями также олефиновый комплекс «Нижнекамскнефтехима» «Этилен 600» и космодром «Восточный». В последние два года у «Ак Барс Металла» возникали проблемы с налоговой инспекцией – в 2020-м ФНС даже намеревалась обанкротить завод из-за долгов, но тот этап благополучно миновал. По словам Хайруллина, налоговая в итоге пошла навстречу бизнесу, реструктурировав долг.
«Мы заключили мировое соглашение, разбили долг на выплаты равными долями в течение года, - пояснил директор завода, - Это позволило стабилизировать финансовое положение компании и набрать дополнительные оборотные средства, чтобы вложить их, заработать и рассчитаться. В этом смысле можно многого достичь – мы не остановимся на модернизации цеха горячего цинкования, будем развивать производство и дальше благодаря поддержке холдинговой компании».
Фото: Виталий Фесс