15 октября на состоявшейся в Набережных Челнах пресс-конференции руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин объявил пилотов, которые примут участие в ралли «Дакар-2021».
Как сообщает пресс-служба команды, в настоящее время процесс подготовки команды к ралли вступил в завершающую стадию. 1 и 2 декабря во французском Марселе пройдут первичные технические проверки и погрузка на паром для отправки техники участников гонки на Аравийский полуостров.
43-й по счету «Дакар» стартует 3 января с побережья Красного моря из Джидды. 9 января участники проведут день отдыха в Хаиле, и, наконец, после огромной петли через пустыни Аравийского полуострова, караван гонки вернется к побережью Красного моря, чтобы финишировать 15 января в Джидде.
Команда «КАМАЗ-мастер» выставит на гонку 4 спортивных грузовика КАМАЗ-43509. В ближайшее время руководство команды окончательно скомплектует составы экипажей команды. Пока же утверждены пилоты для участия в «Дакаре-2021». Представлять Россию в грузовом зачете международного соревнования будут экипажи действующего чемпиона «Дакара» Андрея Каргинова, победителя ралли «Шелковый путь-2019» Антона Шибалова, а также экипажи Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова.
Как известно, ежегодно, в порядке плановой ротации гонку пропускает один из пяти пилотов команды «КАМАЗ-мастер». На этот раз решением руководства команды определено, что в гонке не будет участвовать экипаж Эдуарда Николаева, но на пятикратного победителя «Дакара» будут возложены не менее ответственные задачи. На гонке он будет ассистировать руководителю команды Владимиру Чагину в решении всех организационных и технических задач. Большей частью этот функционал входил ранее в обязанности Сергея Савостина, который на этот раз будет координировать действия своих подчиненных из штаба в Набережных Челнах и одновременно сосредоточится на подготовке новой спортивной техники к следующему спортивному сезону.
Руководитель команды Владимир Чагин отмечает, что отсутствие Сергея Савостина непосредственно в гонке, конечно же добавит ему работы, но он уверен, что Эдуард Николаев сделает все возможное, чтобы быть полезным и эффективным в новом качестве. Да и опыт административной работы не будет для пилота лишним.
«Были опасения, что мы не сможем выехать четырьмя экипажами, может быть только тремя или двумя, потому что финансовые трудности, с которыми столкнулись бизнес структуры нашей страны и мира, не могли не коснуться спорта. Большой спорт, профессиональный спорт опирается на поддержку партнеров. Мы благодарны всем нашим партнерам, что, несмотря на сложную финансовую ситуацию свои потери в бизнесе, они старались не перекладывать на нас. Благодаря их поддержке мы можем отправить на «Дакар» четыре экипажа», - отметил Владимир Чагин.
Эдуард Николаев, пилот:
- Для меня это новое испытание, новый вызов. Буду делать все возможное и невозможное, чтобы быть полезным в новой роли команде, чтобы был результат. Посмотрю на гонку со стороны, как она выглядит глазами менеджера. Многие пилоты проходили через эту роль, и наш Фирдаус Кабиров, и Жерар Де Рой, Жорди Виладомс из КТМ... Делали паузу, но потом возвращались, и я думаю, что у нашего экипажа тоже многое впереди.
Айрат Мардеев, пилот:
- Прошлый Дакар я пропустил, ехал в роли водителя пресс-кара, я смотрел на гонку со стороны и, конечно, после пропущенного Дакара очень хотелось вернуться в кабину, мы ставили перед своим экипажем такую цель прибавить в темпе. И когда услышали новость, что мы едем, очень обрадовались. Надеемся, что покажем достойный результат.
Сразу по возвращении с Дакара-2020 производственный цех сосредоточился на доводке, успешно зарекомендовавшей себя в ходе гонки модели «КАМАЗ-43509» традиционной бескапотной компоновки. Работы по модернизации и улучшению характеристик спортивных машин, которые проводятся ежегодно, чтобы не отставать в конкуренции с соперниками, были продолжены, хотя и не в объемах, запланированных в начале года. Период самоизоляции из-за пандемии COVID19 и непростая финансовая ситуация затормозила некоторые планы, в том числе и работу над изготовлением обновленного грузовика капотной компоновки.
Аравийский полуостров, где прошла январская гонка, имеет свои географические и климатические особенности. Именно эти факторы стали основополагающими при составлении программы по модернизации действующих спортивных грузовиков КАМАЗ.
К примеру, постоянно чередующиеся участки быстрого бездорожья и зоны пересечения дюн накладывают особые требования к динамике автомобиля. Грузовики имеют систему накачки шин, которая позволяет преодолевать подобные препятствия и снижает риски застревания в рыхлых песках либо взрыва шин от превышения температур. Но такие системы не отличаются высокой производительностью. Учитывая ограничения по доработке серийных изделий, предъявляемые техническим регламентом, проведены работы по сокращению времени повышения давления в шинах.
Большой блок изменений в конструкции машин связан со снижением центра тяжести и улучшения динамики. Много наработок команда имеет в области снижения неподрессоренных масс и моментов инерции, но, к сожалению, не все решения могут быть применены в связи с большими затратами на их воплощение в жизнь, а также в связи с меняющимся техническим регламентом FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачета Чемпионата мира по внедорожным ралли. Технические регламенты обновляются с периодичностью раз в 5-7 лет и, как правило, исполнение изменений влечет для команд переделки в машинах и существенные финансовые затраты. Последний год прошел в режиме плотного обсуждения специалистами команд и технических комиссаров его пунктов. Большое участие в этой работе принимает технический директор команды Владимир Губа.
Технические проблемы, которые имели место в Саудовской Аравии, потребовали увеличения надежности отдельных элементов двигателя. Конструкторы экспериментировали с различными новыми материалами и техническими решениями.
Инженеры команды также активно осваивали область аэродинамики автомобиля и динамики воздушных потоков для охлаждения различных систем автомобиля. Недоработки в этом направлении стали причиной потери времени в первый день «Дакара-2020».
Доводка машин и настройки систем были произведены в ходе этапа Чемпионата России по ралли-рейдам, прошедшем в сентябре в Астрахани, а также во время горных тестов команды в Кабардино-Балкарии.
Фото: КАМАЗ-мастер.