Настоящую панику среди российских производителей спецтехники вызвала инициатива Минпромторга РФ об индексации утилизационного сбора для них. Оправданы ли тревоги рынка?
ПРОИЗВОДИТЕЛИ СПЕЦТЕХНИКИ ПОЖАЛОВАЛИСЬ МИШУСТИНУ
К нынешнему активному протесту предприятия, занятые на рынке производства спецтехники, привели события начала февраля. Три недели назад завершились общественные слушания поправок к постановлению правительства РФ от 2016 года, которое определяет обязанность производителей уплачивать сбор за будущую утилизацию своей продукции. Весь месяц заводы, выпускающие коммунальные, дорожно-строительные и другие подобные машины, заваливают аппарат президента РФ и российский парламент тревожными письмами, а на этой неделе они опубликовали открытое письмо на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина, и оно полно негодования.
68 подписантов – почти сплошь руководители производств спецтехники – пожаловались Мишустину на Минпромторг: министерство, по их мнению, не учитывает интересы промышленности, повышая размер утилизационного сбора. «Инициатива увеличить коэффициент утильсбора в два-три раза принимается в сжатые сроки без должного обоснования и обсуждения с участниками рынка, - излагают авторы открытого письма. - Это, безусловно, приведет к отмене контрактов и срыву поставок техники, что ставит под угрозу проведение посевной компании в стране и спровоцирует снижение инвестиций и рост цен на сельхозпродукцию. Поскольку повышение утилизационного сбора предполагается и для строительной техники, в итоге, по мнению экспертов, цены на нее вырастут на 10-15%, что также переложится на плечи потребителей через рост цен на строящееся жилье».
Резюмируя свои опасения, подписанты требуют повторных общественных слушаний по проекту поправок к постановлению об утильсборе, желая массой протестных мнений заблокировать грядущую индексацию.
Вырастут ли в самом деле цены на спецтехнику вслед за повышением утилизационных тарифов? Согласно комментарию Минпромторга, на отечественных плательщиках данная мера никак не скажется. Министерство напоминает, что сам сбор распространяется только на ту технику, которая российскими производителями уже освоена. Следовательно, машины, в которых страна нуждается, но которых не производит – это, в частности, некоторые типы снегоходов и квадроциклов, отдельно упомянутые в открытом письме – утильсбором не облагаются. Что касается остальной техники, то увеличенный утильсбор за нее лишь подстегнет продажи отечественных моделей.
«С 2017 года отрасль производства российской самоходной строительно-дорожной техники продемонстрировала рост отгрузок на 40,8%, объем которых в 2020 году составил 36,6 миллиарда рублей, - говорится в ответе Минпромторга на письмо промышленников, - Предлагаемые изменения не приведут к росту цен на российскую продукцию, поскольку рынок специализированной техники отличается высокой степенью конкуренции. Загрузка отечественных предприятий в настоящее время не превышает 55% – следовательно, имеется существенный потенциал к увеличению доли присутствия отечественных производителей на рынке». Отечественным же производителям, подчеркивают в Минпромторге, доступны льготы и по лизингу, и по кредитованию потребителей, и субсидирование скидок - только за 2020 год общий объем такой господдержки превысил 20 млрд рублей. В текущем году аналогичные программы будут профинансированы федеральным бюджетом на 15 миллиардов. Самое же главное – полученный в результате повышения утильсбора профит государство тоже вернет на рынок: автомобилестроители и их покупатели увидят эту переплату в виде новых мер господдержки.
«Корректировка ставок утилизационного сбора в отношении специализированной техники позволит свести импорт бывшей в употреблении продукции к минимуму, будет способствовать обновлению парка самоходных машин и прицепов, а также позволит российским предприятиям продолжить свое развитие», - подводят итог в министерстве.
«ПОВЫШЕНИЕ УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА НЕ СКАЖЕТСЯ НА ОТПУСКНЫХ ЦЕНАХ»
Челнинской промышленности тема размера утилизационного сбора весьма близка. Мало того, что родину КАМАЗов можно назвать столицей отечественного автопрома, здесь же производятся и многочисленные варианты спецтехники на шасси главного российского грузовика. Развита в автограде и строительная отрасль – а именно она, как и аграрии окружающих районов, остаются главными потребителями рынка спецтехники. «Вести КАМАЗа», впрочем, решили обратиться за разъяснением позиции рынка не к ним, а к поставщику общей для всех платформы – тех шасси, на которых эта спецтехника собирается. Как оказалось, на «КАМАЗе» не видят проблемы в индексации утильсбора и не считают, что увеличение платежа спровоцирует рост ценника на отечественную спецтехнику.
Мнение производителя отразил в комментарии «Вестям КАМАЗа» заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с органами государственной власти Михаил Матасов. «Повышение утилизационного сбора не скажется на отпускных ценах спецтехники – во всяком случае, произведенной на шасси КАМАЗа, - с уверенностью заявил топ-менеджер, по долгу службы непосредственно контактирующий с федеральными министерствами. - Вместе с индексацией правительство задействует и компенсационные меры, направленные на стимулирование продаж производителей, которых затронут поправки в постановление об утильсборе».
В свете этих новостей понятно, что пострадавшие от поправок Минпромторга, конечно, будут, но к их числу можно отнести лишь зарубежных игроков российского рынка и их целевую аудиторию. Для последних ценник действительно вырастет, а для импортеров и продавцов подержанных снегоходов с квадроциклами иностранного производства ужесточится конкурентная среда.
Фото: "Вести КАМАЗа", korib.ru