В этом году печатной версии газеты "Вести КАМАЗа" исполняется 50 лет. По такому случаю журналисты издания составили обзор важнейших тем, входивших в повестку "КАМАЗа" на протяжении минувших десятилетий.
ОТ СТРОЙКИ ДО ПЕРВОГО АВТОМОБИЛЯ
В первом номере газеты "Вести КАМАЗа" под заголовком «Исполин на Каме» было опубликовано обращение гендиректора «КАМАЗа» Льва Васильева к трудовому коллективу. В этой речи он объявил о создании газеты и поставил ей задачи.
«В нашем коллективе произошло заметное событие: вышел первый номер камазовской многотиражной газеты. Наш печатный орган призван стать, как указывал В.И. Ленин, не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором. Надо сделать все, чтобы газета в полной мере отвечала этим требованиям», - говорилось в публикации.
Газета «Рабочий КАМАЗа» вела всю хронологию великой стройки. Первое интервью в сентябре 1973-го дал заместитель гендиректора по производству Юрий Андреев. На вопрос «каким будет автомобиль КАМАЗ?» он ответил: «Мощным, надежным, долговечным! Ждать этого осталось недолго». Пока испытывались опытные образцы автомобиля, параллельно шло строительство будущих корпусов и монтаж станков и прессов. Первенцем среди шести заводов Камского комплекса стал РИЗ: акт его приемки в эксплуатацию подписан 31 июля 1974 года.
«Годы становления РИЗа - это энтузиазм, соцсоревнование за досрочное выполнение планов», - писала газета, имена зачинателей дел не сходили с ее страниц. Значение наглядной агитации в мобилизации рабочих трудно переоценить: плакаты и транспаранты, лозунги в цехах вдохновляли коллектив на подвиги и подстегивали отстающих.
Соцсоревнования и митинги тоже были мотивирующими инструментами. Например, за право участия в монтаже первого станка на кузнечном заводе 2 сентября 1974 года соревновались 250 человек, победили восемь. Бригада Юрия Рыбакова — победителя соцсоревнования — завоевала почетное право смонтировать 5 марта 1975 года первый агрегатно-сверлильный станок в цехе картеров главного корпуса АвЗ. По этому случаю состоялся митинг, на котором выступил директор завода Владимир Ивженко. Более тысячи человек собрал и митинг в честь первой плавки в корпусе стального литья литейного завода 17 апреля 1976 года.
С 1 января 1976 года под лозунгом «Съезду КПСС — наладочную партию автомобилей!» жил весь «КАМАЗ». На автосборочном заводе включили обратный отсчет: «До пуска главного конвейера осталось 50 дней». Среди тысяч камазовцев шло соревнование за право участвовать в сборке первого автомобиля, победителями были признаны 175 рабочих и ИТР. К церемонии пуска было отпечатано 5 тыс. билетов, но 16 февраля 1976 года на автосборочном заводе людей собралось в четыре раза больше. Первый грузовик сошел в 12.05.
«Первые КАМАЗы прибыли в Москву, на Красную площадь точно вовремя: к моменту открытия ХХV съезда КПСС 24 февраля 1976 года. Взятые на себя обязательства камазовцы выполнили!» - писала газета.
Акт о приемке в эксплуатацию первой очереди Камского завода по производству большегрузных автомобилей был подписан 29 декабря 1976 года в малом зале ДК «Энергетик». «Отлично!» - дала оценку Государственная комиссия под председательством министра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова. С этого момента автогигант становится действующим предприятием СССР. Васильев тогда сказал: «Люди совершили невозможное».
ВОКРУГ СТРОИЛСЯ ГОРОД
Репортажи и заметки о трудовых подвигах камазовцев и строителей всегда присутствовали на страницах газеты, они вдохновляли на новые достижения, а равняться было на кого. Среди рабочих «КАМАЗа» есть Герои Социалистического Труда: токарь РИЗа Мударис Исламгалеев, бригадир плавильщиков ЛЗ Геннадий Боровиков, бригадир шлифовщиков ПРЗ Зуфар Иманов, бригадир наладчиков цеха карданных валов АвЗ Николай Мальнев, бригадир наладчиков ЛЗ Геннадий Баштанюк.
Профсоюзная организация «КАМАЗа» ведет свой отчет с 16 ноября 1971 года, к середине 1980-х она стала одной из крупнейших в стране. Главный документ — коллективный договор, регулирующий трудовые отношения администрации и профсоюза работников, был принят 1 марта 1972 года. В 1992 году в него был включен пункт о ежемесячной индексации тарифов и окладов в зависимости от роста потребительского бюджета, а в 1995 году — еще и об индексации задержанной части зарплаты камазовцев.
Параллельно с возведением корпусов «КАМАЗа» строились тысячи квадратных метров жилья, внутри комплексов — магазины, школы, детсады. Как писала газета, чтобы доставлять на производство многотысячный коллектив заводчан, «8 октября 1973 года краснобокие вагоны начали курсировать по маршруту «Трамвайный парк — Сидоровка» протяженностью 16 км». Через несколько дней пустили ветку до РИЗа - это плюс еще 21 километр. Год спустя трамвай пришел и на литейный завод.
В центре внимания газеты для рабочих был и остается человек труда
Подрастали дети рабочих - камазята. Заводчане брали шефство над каждым классом и проводили профориентационную работу. В 1978–1989 годах проводилась «Пионерская плавка» — школьники собирали металлолом, который шел на переплавку на литейный завод. С 1978 по 1980 год благодаря акции «Пионер КАМАЗа» было собрано три грузовика, на детали которого пошел переплавленный металлолом.
Потребность в дешевом «народном» микролитражном автомобиле ощущалась в стране с середины 1970-х годов, и «КАМАЗ» пытался решить эту проблему — создавались и испытывались прототипы «Кама» и «Мишка». Наконец 21 декабря 1987 года с конвейера сошла «Ока».
ФАУСТОВ, БЕХ, КОСТИН, КОГОГИН
В 1981 году «КАМАЗ» возглавил Василий Фаустов. При нем в 1984 году автогигант, выполнивший пятилетний план за четыре года, был награжден орденом Ленина.
Третьим директором стал Николай Бех - он заступил на пост в мае 1987 года на следующие 10 лет. В 1988-м выпустили миллионный грузовик, годовой объем выпуска автомобилей достиг максимального уровня — около 127 тысяч.
Главным своим достижением Бех считал акционирование предприятия в 1990 году. Это дало возможность «КАМАЗу» диверсифицировать экономику и привлечь масштабные финансовые средства, а впоследствии в кризисные годы сохранить жизнеспособность. Когда 14 апреля 1993 года случился пожар на заводе двигателей, задача восстановления производства была решена в кратчайшие сроки. Первая партия силовых агрегатов поступила на ГСК автосборочного завода 7 декабря 1993-го.
С 1 февраля 1997 года у руля «КАМАЗа» встал четвертый по счету гендиректор Иван Костин. При нем акционерное общество было реорганизовано, освоено производство автомобилей КАМАЗ-6520 и 65111. В 1998 году началось «выздоровление»: принята антикризисная программа. В июне правительство РТ предоставило «КАМАЗу» товарный кредит на сумму 115 млн рублей для пополнения оборотных средств.
2012 год. Владимир Путин, тогда премьер-министр РФ, оставляет свой автограф на кабине двухмиллионника КАМАЗ-6522
С 26 апреля 2002 года к руководству «КАМАЗом» пришел Сергей Когогин. За короткое время под его управлением компания совершила уникальный рывок и заняла достойное место среди крупнейших производителей грузовой техники не только на территории СНГ, но и в мире.
В 2006 году начато формирование идеологии бережливого производства, направленного на борьбу со всеми видами потерь и непрерывные улучшения. До сих пор газета ведет рубрику «Лидер PSK», в которой рассказывает о разных видах экономии и о тех, кто эти методы внедряет.
Последнее десятилетие ознаменовано новыми разработками, внедрением цифровых технологий: в кратчайшие сроки построен суперсовременный завод каркасов кабин; спроектированы и созданы автомобили КАМАЗ-54901 нового поколения К5 и двигатель Р6; разрабатываются решения для беспилотного транспорта, и на трассе М-11 уже курсируют беспилотные грузовики «КАМАЗ» - все эти темы нашли отражение на страницах "Вестей КАМАЗа".
Текст: Татьяна Парамонова
Фото: Владимир Шушаков, "Вести КАМАЗа"
О помню ходили с флагами на 1 майя, нашла у папы черно белое фото, завода, его самого возле движка, при заводе помню был дет.сад мы туда ходили, обрывочно помню папа работал в РМЦ на Движках, после пожара ушел
Ответить (0)О помню ходили с флагами на 1 майя, нашла у папы черно белое фото, завода, его самого возле движка, при заводе помню был дет.сад мы туда ходили, обрывочно помню папа работал в РМЦ на Движках, после пожара ушел.
Ответить (0)