На кузнечном заводе утверждена Стратегия развития предприятия до 2030 года, в которой ключевым проектом прописан второй этап модернизации производства - техническое перевооружение участков тяжелых поковок. О перспективах проекта директор завода Игорь Малясёв рассказал гендиректору "КАМАЗа" Сергею Когогину и его первому заместителю Юрию Герасимову.
«ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕССА УЖЕ НА ПРЕДЕЛЕ…»
Автоматическая линия по выпуску коленвала на базе штамповочного пресса усилием 12 тыс. тонн остается своеобразной визитной карточкой кузнечного завода. В конце 1970-х ковочное оборудование было одним из самых современных, и для «кузницы» его установка стала событием революционным. Мощности пресса с лихвой хватало для выпуска коленвала и балки передней оси первых КАМАЗов, но с тех пор требования к грузоподъемности автомобилей выросли.
«Для оснащения перспективных грузовиков требуются увеличенные мощности для передних осей, повышены требования и к прочности коленчатого вала. Возможности пресса усилием 12 тысяч тонн уже на пределе», - доложил директор по развитию завода и руководитель проекта «Модернизация кузнечного завода. Этап 2» Гамир Мухаметзянов.
По словам директора «кузницы» Игоря Малясёва, эксперты от компании-производителя ковочного оборудования еще в 2019 году по итогам технического аудита предупреждали о том, что автоматическая 031-я линия изношена физически и морально. По их оценке, сегодня по объему выпуска линия отстает от аналогов троекратно.
Решение относительно модернизации 031 линии на кузнечном зрело четыре года. Рождались разные концепции, в том числе с привлечением сторонних специализированных организаций. Летом прошлого года был проработан вариант с участием Воронежского завода тяжелых механических прессов (ОАО «Тяжмехпресс»).
«Техническое перевооружение предполагает установку в КПК-3 новой автоматизированной ковочной линии на базе пресса усилием до 14000 тонн-сил и локальную модернизацию финишного участка ныне действующих ковочных линий, – доложил гендиректору "КАМАЗа" Малясёв. – Сегодня фактическая производительность 031-й линии - от 19 до 27 штук в час, это меньше проектного показателя, который составляет 52 штуки в час. Производительность новой автоматической линии будет достигать 60 штук в час. Это позволит выполнять плановые задачи под выпуск 30 тысяч автомобилей семейства К5 и развивать продукцию диверсификации».
Кроме того, как отметил Малясёв, если сегодня 031-ю линию обслуживают 11 человек, то новое оборудование потребует лишь 7 пар рабочих рук. По словам Мухаметзянова, новый двухпозиционный пресс объединит обрезку с калибровкой – следовательно, позволит сэкономить на калибровочном прессе и сократить операционное время.
ВВОД НОВОЙ ЛИНИИ ЗАПЛАНИРОВАН НА 2026 ГОД
Показали гостям и производственную площадку в КПК-3, на которой планируется разместить новую линию.
«Вариант размещения нового оборудования на действующих площадях КПК-3 исключит необходимость возведения пристроя к производственному корпусу, обеспечит эффективную логистику доставки полуфабриката на финишные операции, а кроме того, исключит необходимость производить задел продукции на период реализации проекта», – пояснил Мухаметзянов.
Около устаревшей 031-й ковочной линии Малясёв напомнил, что она уже 46 лет эксплуатируется без единого капитального ремонта. «Нагревательный комплекс, манипуляторы, система смены штамповой оснастки, система управления и транспортная система полностью исчерпали свой ресурс, - заявил Малясёв. - Какие цели мы преследуем, говоря о необходимости замены оборудования? Конечно, автоматизация, повышение производительности труда, качества продукции, снижение ее себестоимости… Мы должны получить высокотехнологическую автоматическую линию».
В активную фазу второй этап модернизации «кузницы» должен вступить в следующем году. На это время в КПК-3 намечены строительно-монтажные работы с прокладкой инфраструктуры. Ввод новой линии на базе пресса на 14 тыс. тонн-сил запланирован на 2026 год.
Текст: Ирина Низамиева
Фото: Виталий Зудин, Ильдар Хуснутдинов