На канале «Россия 1» начался показ сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману татарской писательницы Гузель Яхиной. Зрители посмотрели только три серии, но на создателей многосерийного фильма уже обрушился шквал критики.
Автора романа после выхода книги уже критиковали за героизацию офицера НКВД и искажение образа татарской женщины. С выходом сериала споры вспыхнули с новой силой.
«Была такая волна, достаточно серьезная. Я не могу сказать, что я к ней очень уж спокойно отношусь. Нет, конечно, это задевает, - признавалась Гузель Яхина в интервью программе «Просто о сложном». - Ну вот, например, в Татарстане критиковали роман за то, что это такое «очернение татарской женщины», это такая «бомба, заложенная под национальное самосознание». А иногда на встречах звучит противоположная точка зрения, что русская женщина Настасья показана развратной, а татарская — целомудренной. И что это кого-то обижает тоже. Или в Татарстане называют этот роман «очернением татарской матери...».
Исполнительница главной роли, актриса Чулпан Хаматова обратилась к Яхиной со словами поддержки: «Я получаю много всяких проклятий в связи с этим и предполагала, что то, что ты прошла с романом со стороны радикально настроенной татарской части общества, перекинется на сериал тоже. К этим претензиям добавилась претензия об осквернении прошлого и нашей истории не только в срезе правды татарского быта, но и исторической правды».
Тем временем, председатель ЦК партии Максим Сурайкин посчитал, что новый сериал - ничто иное, как «пасквиль на советское прошлое». Лидер «Коммунистов России» заверил, что уже готовит обращение руководству канала с требованием убрать из эфира сериал «Зулейха открывает глаза». Сурайкин также выразил уверенность, что в подобные ситуации должно вмешиваться государство и пресекать «антисоветский» контент.
Писательница и кандидат филологических наук Миляуша Хабутдинова обратила внимание на то, что во второй серии во время переклички политзаключенных упоминаются имена современных мусульманских деятелей: Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин, Умар Идрисов, Джафар Панчаев... «И после этого кто-то будет утверждать, что фильм не колониальный и не носит заказной характер. Перед нами откровенная атака на мусульманское духовенство!», – заявила Хабутдинова.
А постельную сцену в мечети в 1 серии сериала пришлось комментировать даже муфтию Татарстана Камилю хазрату Самигуллину:
«С началом показа фильма «Зулейха открывает глаза» многие единоверцы обратились ко мне с вопросом о том, неужели одна из его постельных сцен была снята в мечети, как это было показано на экране. Возмущения мусульман вполне понятны: глумление над мусульманскими религиозными ценностями и святынями было бы непростительным кощунством. И в действительности оно не было допущено.
Старинная мечеть, о которой идет речь, находится в селе Мачкара Кукморского района. К сожалению, мечеть эта недействующая и является объектом культурного наследия. Тем не менее, как мусульманский деятель, имам-мухтасиб района до и во время съемок держал под пристальным контролем вопрос использования здания бывшей мечети. Кроме того, все дни съемок в ней дежурил имам-хатыйб деревни, который следил за тем, чтобы внутри не случилось ничего богохульного.
Неприличная же сцена, призванная нам напомнить о чудовищной политике воинствующего безбожия в недавней истории нашей страны, была сделана в съемочном павильоне и затем добавлена в картину с помощью монтажа.
Насколько оправданно наличие подобных кадров в художественном произведении и насколько достоверно в картине воссоздана историческая действительность – отдельный вопрос. И его мы должны задать прежде всего создателям сериала. Сам я однозначно считаю, что показ откровенных сцен по ТВ и не только – это аморально и омерзительно. А для меня образ татарской Зулейхи – это образ, созданный Гаязом Исхаки. И он навсегда останется символом духовной стойкости, целомудрия и преданности своему народу и религии».
Многие простые зрители, читавшие книгу, тоже остались недовольны экранизацией. Вот лишь часть мнений:
«Испортили впечатление от книги. Чтобы она действительно открыла глаза, нужно было пронзительнее показать, как сильно они были закрыты. Самая поражающая часть книги была заключена в первых страницах, события которых безжалостно искомканы сценаристами».
«На меня Зулейха произвела впечатление не угнетенной, а умственно больной женщины. Восприятие картины в общем пока карикатурное».
«Создатели сериала опустили много сцен из книги, детализирующих положение Зулейхи в доме мужа и свекрови: как она ворует пастилу, чтобы задобрить духов, не имея права взять ее открыто; как с жадностью съедает забытую Муртазой колбасу; как работает наравне с мужем, заготавливая в лесу дрова, а после этого таскает воду и расчищает заваленный снегом двор. И все это — из года в год, а потому со смирением — а не «идиотством».
«Колорит татарский абсолютно не передан. Особенно нас с женой позабавило отсутствие у Зули обязательных к ношению у татарок прошлого женских штанишек под платьем. И когда полы мыли, платье было подоткнуто под них, а не в зубах».
«Дом татар — это хлев? Где вышитые скатерти, занавески, подушки, самовар?!».
Досталось сцене с убийством коровы: «Татарин-мусульманин без молитвы даже курицу не зарежет!».
«Такой серьезный фильм. И, как всегда, без секса не обходится. Неужели это так важно было показывать? Стыдно сидеть и смотреть с внуками. Это безнравственность нашего общества...».
Справедливости ради отметим, что многим зрителям картина понравилась:
«Посмотрели первые серии. Какие тяжелые и страшные времена перелили наши бабушки и прабабушки! Смотреть фильм об этом больно и страшно, а люди жили во всем этом и умудрялись оставаться людьми! Очень хорошо снято, очень правдиво и атмосферно. Спасибо, ждём следующих серий», - говорится в одном из отзывов.
Не понятно, почему возмущаются мусульмане. ведь в фильме ислама и мусульмане, почти нетИ о религии ни слолва. быть татарином или татаркой это еще не значит быть мусульманамиж. не надо путать национальность и ислам. Это совершенно разные вещи. Этот фильм о судьбе татарской женщины, как было много в 20-30-е годы. У сеня был прадед хахрят, возглавлял медресе, мечеть и общину, два раза совершил хаджа в те годы и он и его большая уважаемая в деревне семья пострадали от красных и их помощников. Прадеда раскулачили, он сидел в тюрьме, мусульмане сутками стояли вокруг тюрьмы и молились, бибилиотеку прадеда разграбили. Медресе и мечеть закрыли.. 11 детеИ все это творили одночельчане и люди из района, а не какие-то люди из Москвы.
Ответить (1)Не понятно, почему возмущаются мусульмане. ведь в фильме ислама и мусульмане, почти нет. И о религии ни слолва. Быть татарином или татаркой это еще не значит быть мусульманами. Не надо путать национальность и ислам. Это совершенно разные вещи. Этот фильм о судьбе татарской женщины, каких было много в 20-30-е годы. У меня был прадед хазрят, возглавлял медресе, мечеть и общину, два раза совершил хаджа в те годы. И он и его большая уважаемая в деревне семья пострадали от красных и их помощников. Прадеда раскулачили, он сидел в тюрьме, мусульмане сутками стояли вокруг тюрьмы и молились, бибилиотеку прадеда разграбили. Медресе и мечеть закрыли.. 11 детей остались сиротами. Никто о них не позаботился. Их разобрали родственники. И все это творили односельчане и люди из района, а не какие-то люди из Москвы. Я - мусульманка, приняла ислам сама по выбору и молю Аллаха, чтоб Он дал рай моему прадеду и другим пострадавшим от "грабительского раскулачивания"мусульманам. Страшно если вновь таке бездарные безнравственные люди захватят власть. А такие желающите есть и даже сидят в госдуме.
Кино в наши смутные дни Геннадий Малинский Фуражка звезда, серп и молот, Блестит чернота сапогов. Пускай их хозяин и молод, Но нюхом он чует врагов. К виску электрический провод, К груди прижимает ТТ. Он рад, что находится повод Сбываться садистской мечте. Летит его пуля в затылок. Свободна вакансии нар. Простоя здесь нет у носилок. Бушует тюремный угар. Те строфы сюжет кинофильма. Вот так посмотрев сериал Расстроился я очень сильно Сказав: "За что дед воевал?" Ведь напрочь забыв про "Освенцим" Кино в наши смутные дни, Нас хочет приравнивать к немцам И даже, что лучше они. Пусть мир на земле год за годом, Но вижу я, как до сих пор Воюет с советским народом, В кино, господин режиссер И мы из истории знаем, Что слыша вновь поступь врагов, Он станет у них по полицаем: "Служить новой власти готов"!
Ответить (0)у меня такое чуство, что люди совсем не читали книгу Яхиной. Абсолютно реально показана свекровь -Убырлы кырчык, изживавшая Зулейху. Прямо обычная деревенская свекровь, до сих пор такие есть.
Ответить (0)страшные времена перелили наши бабушки - ошибки проверяйте
Ответить (1)уничтожение 13 миллионов крестьян-кровавая трагедия на совести палачей большевиков -чекистов.Это ужасно.но пошлость омерзительные сцены аморальные кадры искажение
страшные времена перелили наши бабушки - ошибки проверяйте
Ответить (0)Гузель Яхина 1977 года рождения, кулаков а глаза не видела, типичное антисоветское произведение в стиле Солженицына, как следствие и фильм такой же. А что, происходило в то время по другую сторону океана в США? Описал современник Джон Стейнбек "Гроздья Гнева". Есть одноименный фильм 1940г. О "счастливой жизни американских крестьян"
Ответить (1)Совершенно верно, для того чтобы описывать те времена , надо разные источнику изучать, не всё так однозначно и в наши дни,и тогда было время и для счастья и не все под лавкойплинтусом сидели. Плоско как то описано - в ракурсе времени
постельные сцены в мечети, это было конечно перебор!
Ответить (1)Не только а полное омерзение пошло аморально и притомила незнание ни традиций ни культуры ни религии мусульман татар и даже наглое искажение и извращение плевок и незаслуженные грязь и помои в. душу татарского народа Позор и автору Яхиной и Хаматовой.Они не имеют права говорить от имени татарского народа.Они себя может считают русскими кем угодно татарками но большинство татарками не считает.Они манкурты пусть будут никем или там никем
У меня муж начал смотреть, очень интересный фильм и актёры подобраны профессионально.
Ответить (0)