«6.ДИФИРАМБЫ.
16 или 17 октября перед самым событием «схода с конвейера миллионного автомобиля с новой кабиной» в экспериментальном цеху НТЦ прошел показ нашего флагмана внушительной делегации, всякого рода гостей и начальников.
Мне запомнились некоторые их оценки и высказывания и я их кратко приведу.
Генеральный директор КАМАЗ Бех Николай Иванович: «Да я Вас (т.е. нас) готов на руках носить!».
Главный конструктор «АвтоВАЗ» Мирзоев Георгий Константинович: «Ребята, ну вы такое сотворили, вы даже не представляете, что вы сделали! Это трудовой подвиг!»
Директор НТЦ КАМАЗ Якубов Семен Семенович: «А говорят – нет пророка в своем Отечестве! Вот ведь сделали наши ребята!».
Бывший Главный конструктор Барун Владимир Наумович: «Сергей, честно я не ожидал, что вы это сделаете, конечно это здорово!»
Я ему ответил: «Лучше бы мы сделали МОДУЛЬ!»
(Уже было известно о фуроре, который произвела в Париже «Перестройка» МАЗ)
Ноябрьский 1988 года журнал «KRAFTFARZEIGE» - на обложке фото нашего тягача и надпись: «Русский Медведь проснулся!».
После непродолжительной помпы в ноябре 1988 был проведен художественно-технический совет МинАвтоПрома, на котором также дали высокую оценку нашей работы.
Но складывалось впечатление, что это уже никому не нужно и продолжение этой работы странно оборвалось после проведения грузового автосалона в Амстердаме…
7.ТАЙНЫ «МАДРИДСКОГО ДВОРА»
Видимо после ошеломительного успеха «Перестройки» МАЗ на Парижском автосалоне
в начале октября 1988 года, руководство КАМАЗа и НТЦ решили направить тягач КАМАЗ-54255М с новой кабиной на грузовой автосалон в Амстердам, который проходил в начале февраля 1989 года.
Об этих приготовлениях и планах я ничего не знал, и вообще после завершения работы и проведения художественно-технического совета все как-то затихло.
И про нас как будто забыли.
О том что машина была отправлена и вернулась напрочь разбитая о палубу парома плывущего в Амстердам (или еще стоящего в Питере?) я узнал от испытателей НТЦ у которых на площадке некоторое время находилась эта груда металла и пластика!
Есть три возможные версии произошедшего:
1.Действительно неосторожное и неквалифицированное обращение с выставочным экспонатом на палубе парома - со слов тех же испытателей кто-то из сопровождающих зачем-то начал поднимать кабину имеющимся гидроподъемником у которого в последствии оборвало(срезало) шток, а страховочного приспособления якобы не было (или его забыли установить?) Версия на первый взгляд кажется неубедительной, если иметь в виду важность экспоната и компетентность персонала его сопровождавшего.
Ведь не могли же послать первого встречного?
2.Руководству НТЦ очень не хотелось чтобы эта разработка, фактически сделанная без их участия и руководства, увидела «старый свет», да еще не дай бог как-то положительно была бы отмечена на автосалоне, как вторая «перестройка»!
3. Компания ДАФ (опять же по слухам) узнав о надвигающемся на Амстердам «русском медведе» увидела в нем очень большое сходство со своей кабиной F95, которая как раз на этом автосалоне должна была получить титул «грузовик года 1988» и выкатила КАМАЗу какую-то грозную «заяву»!
На что наши руководители как-то начали реагировать в результате чего видимо так перепугались, что решили даже расквасить лицо «медведю».
Эта версия выглядит наиболее правдоподобной, так как после этого всего кабина получила кликуху - «дафовская», а КАМАЗ «задружил» с ДАФ, да так, что даже поручил ему сделать рестайлинг серийной кабины,который получился довольно архаичный и крайне нетехнологичный, да и внедрен был «только по пояс».
И даже рассматривались варианты адаптации кабины F95 на шасси КАМАЗ.
Еще раз возвращаюсь к сравнительному фото.
Можно сказать, что сходства такого, чтобы обвинять КАМАЗ в плагиате и, тем более, предъявлять финансовые претензии не было!
Где бы были сегодня китайцы со своими «клонами» автомобилей, если бы заняли такую же позицию, как КАМАЗ.
К тому же, когда представители ДАФ побывали на КАМАЗе и воочию увидели кабину, они сами заявляли, что это не похоже на F95.
Но это уже было в 90-е годы.
Внизу статья в журнале «TRUCК» и интервью Якубова С.С
Вот выдержка из перевода этой статьи:
«…Но один их грузовиков - выделяется.
Это самый последний проект - 40 тонник 4*2 тягач, который будет иметь двигатель от Cummins, если дойдет до стадии производства. 5414М имеет оси от Raba и коробку передач от ZF Ecosplit. Полностью стальная кабина имеет четырехточечную пневмоподвеску, вклеенное лобовое стекло, сидения от Bramshey и систему диагностики двигателя. Он очень похож на Daf 95.Мистер Якубов объясняет: «Существует забавная история.Daf услышал об этом "Русском Daf" и сразу же отправил сюда делегацию.Они были очень осмотрительны, пока не увидели, что мы не украли их дизайн!»
8.ЭПИЛОГ
В 1989-1990 годах работа по новой кабине еще как-то вяло продолжалась.
ХКБ сделало еще несколько проектов и макетов, которые не были приняты.
Даже были привлечены силы питерских дизайнеров.
Парфеновым сделан хороший макет, который долго стоял в кабинете главного конструктора КАМАЗа.
Сменялись хозяева кабинета, но изготовить опытный образец так и не удалось или не очень хотелось?
Но это уже все происходило без меня.
В августе 1990 года я покинул КАМАЗ.
Оставшиеся автомобили с новыми кабинами после испытаний были распроданы в лихие 90-е и судьба их неизвестна.
Долгое время в поездках по трассе М7 я встречал тягач с нашей кабиной.
Последняя моя встреча с ним произошла в 2003 году.
Одну кабину завезли на территорию ХКБ.
В модельном цехе ПРЗ она находилась долгое время в ужасном состоянии среди разрухи и мусора, как символ чего-то?
Поневоле напрашивается аналогия с Советским космическим челноком «Буран» раздавленным рухнувшей крышей в Байконуре и «Перестройкой» МАЗ.
Последнему правда повезло больше – его недавно водрузили на постамент на территории завода благодарные последователи Главного конструктора МАЗа Высоцкого М.С.
В 2004 году на КАМАЗе вновь рассматривали вопрос о реанимации и возможном рестайлиге кабины 88 года, так как на нее, хотя и не полный, но был комплект документации, а на ПРЗ КАМАЗа лежали 44-47 пластобетонных штампов (ПБШ) на основные панели кабины.
Фирма «Автодизайн» даже сделала несколько вариантов такого рестайлинга.
В итоге все закончилось проектом с южнокорейской фирмой «ДМЕК» в 2011-12 году и теми же пятью образцами кабин, которые постигла та-же судьба что и нашу кабину.
Теперь уже «SCANIA» посчитала кабину похожей на свою?!
В 2013 году на выставке «КОМТРАНС -2013» на стенде КАМАЗа машин с кабиной «ДМЕК» уже не было, зато впервые появилась кабина МБ «AXOR» на новом тягаче КАМАЗ-5490.
Действительно, неужели партнерство КАМАЗА и «МБ» не могло дать какие-то плоды в этом направлении?
И вот внедряется устаревшая для запада, но еще современная для России кабина «AXOR», а затем вырастают более грандиозные планы, строится завод каркасов кабин «МБ» семейства М5!
На выставке «Комтранс-2017» КАМАЗ показывает концепт «нового» тягача 54901 с рестайлинговым обвесом на базе каркаса М5, который пойдет в серию в 2020 году.
Руководство КАМАЗа называет это «новой эпохой» в развитии Автогиганта.
Без сомнения это так, но глядя на развитие китайского автопрома, думается, что вариантов могло бы быть больше!
Неужели КАМАЗу надолго уготована роль менять облицовку кабин и навешивать фирменные лейблы?
И неудивительно, ведь ПАО КАМАЗ наверное единственный мировой автогигант, не имеющий своего «Дизайн-Центра»!
Подводя итог, хотелось бы сказать, что история создания новой кабины КАМАЗ - 88,
осталась, к большому сожалению, «белым пятном» в истории самого КАМАЗа да и страны, но для всех, кто это непосредственно делал и сделал.
Это было одним из ярких и значительных событий в его жизни, большая школа преодоления трудностей, выдержки и профессионального мастерства!
Спустя 30 лет, хочется еще раз вспомнить те горячие дни, поблагодарить и пожелать всем живым участникам проекта здоровья и благополучия!
Внизу на фотографии рядом с макетом машины в М1:5, запечатлены основные исполнители и участники этого проекта.
Стоят слева направо:
1. Ахметзянов Равиль – конструктор НТЦ
2. Долинин Игорь - технолог по штампам ПРЗ
3. Баширов Ильдар – начальник КБ кабин НТЦ
4. Янукович Михаил – дизайнер ХКБ - член бригады
5. Сермяжко Владимир - конструктор ХКБ - член бригады
6. Пуговкин Герман – конструктор ХКБ
7. Гирсов Владимир-дизайнер ХКБ - член бригады
8. Салмин Николай – конструктор НТЦ
9. Сашин Александр - модельщик ХКБ .
Сидят слева направо:
1. Якимов Евгений Николаевич – дизайнер ХКБ -член бригады,
2. Камышниченко Инна Федоровна- технолог ХКБ
3. Екимов Сергей Варламович – начальник художественно-конструкторского бюро – руководитель бригады".
Я помню как осенью 1988 в газете была статья про миллионный КамАЗ и фото нового тягача с большой кабиной и мазовским тентованным полуприцепом МАЗ 9397 . Фото слабого качества вырезал и на письменный стол под стекло чтобы любоваться и гордиться .....
Ответить (0)