Сегодня немного напишу о грузовом причале КАМАЗа. Да-да, у КАМАЗ был свой промышленный порт.
Краеведы говорят, что первая пристань в Набережных Челнах появилась в середине XVIII века. О том, какие суда ходили в то время по Каме, рассказывается в приложении «Дюжина» от 29 февраля 1992 года.
Как известно, начало XIX века ознаменовалось изобретением пароходства и развитием железного судостроения. По Каме первый пароход отправился вниз по реке от устья Пожвы 12 июня 1821 года под командованием первого камского капитана Николая Беспалова. Интересна история речного флота России, Советского Союза. Но это отдельная тема. А, корабли и капитаны, как поёт Юрий Антонов, «покорив простор широт, мира даль деля на мили, жизни даль деля на вахты держат курс согласно фрахта в порт, в порт».
Промышленный речной порт КАМАЗа начал своё существование в 1971 году. Он размещался на базе причала строителей Нижнекамской ГЭС. Вначале это было временное предприятие, функции которого ограничивались приёмкой различных строительных материалов. Внизу на фотографиях, сделанный в августе 1971 года, вы видите, как идёт выгрузка прибывших по Каме стеновых панелей для жилых домов города Набережные Челны.
Осенью 1971 года объём грузов грузового причала КАМАЗа составлял всего 86 000 тонн. Об этом говорится в письме Васильеву Льву Борисовичу - генеральному директору КАМАЗа от Горошкина И. – заместителя Председателя Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.
Вниз фотография этого временного причала, опубликованная в журнале «Советский экран» за 1972 год.
Но этот причал, пригодный для приёма стеновых панелей, кирпича, цемента, труб, рубероида и т.п. , был не подготовлен для приёма машиностроительного оборудования. В 1972 году на Каме было начато и закончено строительство I очереди причала для приёмки судов с разнообразным зарубежным и отечественным оборудованием.
Вот как о строительстве грузового причала КАМАЗа было написано в газете «Строительная Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 5 июля 1973 года.
25 августа 1973 года теплоход «Волго-Дон-5021» доставил первую партию технологического оборудования (по все видимости, это были прессы японской фирмы КОМАЦУ) для прессово-рамного завода к речному причалу, построенному в кратчайший срок плавстройотрядом-21 треста «Волгодонгидрострой». Специалисты этого треста продолжили работу по обустройству камазовского порта и в 1974 году. Вот как об этом сообщала газета «Волгоградская правда» от 4 декабря 1974 года.
В навигацию 1974-1975 годов трудовой коллектив камазовского речпорта выгрузил сотни и сотни тысяч тонн грузов. Суда, которые разгружались, прибывали из разных стран мира: из США и Франции, Швеции и Японии.
Внизу месторасположение промышленного порта КАМАЗа до подъёма Камы.
В порту работали мощные портальные краны. Каждую навигацию порт не только принимал, но и отправлял по Каме новенькие автомобили КАМАЗ.
Между прочим, этот временный грузовой причал прослужил вплоть до начал 1990-х. Внизу на фотографии видно, в каком состоянии он был в мае 1988 года.
Все прекрасно понимали, что этот временный порт мог работать только до перекрытия Камы, которое произошло, как известно, в ноябре 1978 года. Поэтому, уже в 1976 году началось строительство нового постоянного грузового порта. Вот так об этом сообщал еженедельник «Неделя» №40 за 1977 год.
Располагался и располагается он сегодня здесь.
Первая очередь этого порта была принята в конце 1980 года. Внизу приказ генерального директора КАМАЗа №265-К от 16 декабря 1980 года «О создании государственной комиссии по приёмке в эксплуатацию пускового комплекса промышленного речного порта в 1980 году».
Стоит заметить, что ещё в августе 1972 года в составе транспортного управления КАМАЗа было организовано объединенное железнодорожное хозяйство (ОЖДХ) КАМАЗа, которое возглавлял Золотарёв Валентин Андреевич.
Когда в июле 1977 года к ОЖДХ КАМАЗа был присоединен промышленный речной порт, именно он руководил строительством нового порта.
Внизу на фотографиях процесс строительства промышленного порта КАМАЗа.
Сентябрь 1979 года.
Сентябрь 1980 года.
К началу 1990-х годов камазовский порт принимал и отправлял по Каме около 1 000 000 тонн грузов. Это и формовочный песок, и железобетонные конструкции для домов, промышленных зданий, и металл для КАМАЗа. По Каме, Волге и Дону на юг шли автомобили КАМАЗ. Об одном таком маршруте писала газета «Рабочий КАМАЗа» от 17 июня 1989 года.
Но в 1991 году речпорт был выведен из состава управления железнодорожного и водного транспорта (УЖДВТ) КАМАЗа в самостоятельное структурное подразделение фирмы «КАМАЗстройкомплектация» дирекции по капитальному строительству.
Правда, деятельность руководства фирмы «КАМАЗстройкомплектация» через год после этого события чуть не привела к остановке литейного завода, так как речной порт весной 1992 года не обеспечил доставку формовочного песка на КАМАЗ с Бурцевского карьера.
После этого инцидента Речной порт перешёл в подчинение транспортных служб исполнительной дирекции КАМАЗа. Потом, на рубеже столетий, промышленный речной порт перешёл под управление ООО «КАМАЗавтодор». Внизу статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 1 июля 2000 года.
В настоящее время ООО «Речной порт «Набережные Челны» ведёт свою работу по следующим направлениям:
- добыча и поставка строительных материалов,
- погрузочно-разгрузочные работы,
- перевозка грузов водным транспортом,
- организация прогулочных рейсов и торжественных мероприятий.
На месте промышленного порта теперь причал для яхт элитного посёлка Чаллы Яр.
Ответить (0)