Проектирование грузовика началось задолго до строительства завода.
«Некоторые посетители Музея КАМАЗа спрашивают: «Что раньше начали делать - строить «КАМАЗ» или конструировать автомобиль?», - рассказывает директор музея Александр Чухонцев в своем блоге. - Всегда говорю, что работы по созданию автомобиля начались гораздо ранее, чем произошёл окончательный выбор строительной площадки под комплекс заводов «КАМАЗа».
Хочу вам показать приказ Министра автомобильной промышленности СССР №73 «О создании семейства новых грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности», который был подписан 3 апреля 1968 года. Этот приказ - лишнее тому подтверждение. Согласно этому приказу на ЗИЛ, ЯМЗ, ММЗ, Балашовский ГКБ и на Одесский автосборочный завод была возложена задача по проектированию трёхосных дизельных бортовых тягачей, грузоподъемностью 8 тонн, седельных тягачей для буксировки полуприцепов грузоподъемностью 14-15 тонн и самосвалов с задней разгрузкой, грузоподъемностью 7 тонн. На Ярославский моторный завод ложилась задача по созданию дизельных двигателей мощностью 150 - 200 л.с.
Стоит заметить, что уже в декабре 1968 года Ярославские моторостроители изготовили и передали на ЗИЛ первый силовой агрегат для седельного тягача.
Внизу прототип камазовской кабины, изготовленной конструкторами ЗИЛа.
Редкие документы той эпохи и фотографии опытных образцов КАМАЗов полностью можно увидеть в блоге Александра Чухонцева: