Новые программы льготной закупки автобусов муниципалитетами, брутто-контракты в сфере пассажирских перевозок, безналичная оплата проезда и другие отраслевые тренды, знакомые челнинцам давно, но понаслышке, наполнили повестку дня заседания президиума Госсовета РФ, состоявшегося в московском Кремле.
ЭЛЕКТРОБУСНАЯ МОСКВА СТАЛА ЭТАЛОНОМ ОТРАСЛИ
Все увереннее звучат из регионов России призывы к переводу муниципальных систем пассажирского транспорта на брутто-контракты: соответствующая реформа, о которой в Татарстане и конкретно в Набережных Челнах с подачи гендиректора ПАО "КАМАЗ" Сергея Когогина говорят уже не первый год, сегодня уже реализуется в нескольких субъектах, а перевозчики настаивают на централизованной федеральной поддержке перспективного курса. Вопросы развития пассажирского транспорта стали повесткой вчерашнего заседания президиума Госсовета РФ, которое прошло в Кремле под председательством президента РФ Владимира Путина.
Взяв слово первым, Путин сообщил, что за год городской общественный транспорт в России без учета метро и электричек перевозит свыше 10 млрд человек, а эталоном транспортной сети стала Москва.
«Они радикально изменили само представление о том, как может развиваться современный общественный транспорт громадного мегаполиса, на деле доказали, что он способен стать комфортным, быстрым, даже высокоскоростным, - отметил президент. - Понимаю, что возможности столицы отличаются от многих регионов. Нередки случаи, когда востребованные маршруты закрываются, так как автобусы не подлежат ремонту и выходят из строя, а возможностей восполнить их дефицит нет ни у муниципалитетов, а подчас ни даже у самих регионов. Поэтому наша важнейшая задача – обновление парка».
Москва, напомним, с осени 2018 года благодаря стабильным партнерским отношениям с "КАМАЗом" активно пересаживается на электробусы, перестраивая под них инфраструктуру, включая крупнейший в Европе электробусный парк. Если к марту текущего года на дороги Москвы выходили 1055 электробусов, но до конца 2024 года их число вырастет еще на тысячу штук – очередной двухлетний контракт с "КАМАЗом" был заключен этой весной. В меньших объемах камазовский электротранспорт покупают и региональные столицы, однако не столь крупным городам без масштабной федеральной программы он пока не доступен.
Между тем регионы, по словам Путина, заявляют сегодня о потребности заменить 57 тыс. автобусов за ближайшие 7 лет. С учетом строительства новых микрорайонов, как отметил на заседании глава Республики Бурятия и в прошлом замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов, понадобятся все 65 тысяч. Производители автобусов, по словам Цыденова, нужное количество дадут, что подтвердил со своей стороны и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, однако оба спикера подчеркнули, что для этого им нужна уверенность в стабильности муниципальных закупок, то есть долгосрочные контракты, вроде тех, что заключает с "КАМАЗом" Москва.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов
«В этом году производственная мощность по автобусам и электробусам – 40,5 тысячи, а законтрактованы 21,8 тысячи, то есть, по сути, у нас половина есть в заделе. На следующий год законтрактовано всего четыре процента», - подчеркнул Цыденов.
Никитин добавил, что работать в режиме непрогнозируемого краткосрочного заказа промышленникам слишком сложно, и Путин согласился с постановкой вопроса.
«Опираться здесь мы должны именно на нашу промышленность, машиностроителей и их смежников. Уверен, справиться с этими задачами нам, конечно, позволяет сегодняшний уровень развития наших производственных мощностей, но при условии, конечно, что заказы предприятиям будут долгосрочными и четко просчитанными. Такие действенные меры правительству нужно принимать уже сейчас. Прошу также руководителей всех субъектов федерации рассмотреть возможности использования современных механизмов, таких как частно-государственное партнерство, которое широко внедряется в том числе и в Москве», - заключил Путин.
КУПИТЬ АВТОБУСЫ С КАЖДЫМ ГОДОМ ПРОЩЕ
Напомним, о брутто-контрактах в Челнах речь зашла в очередной раз на церемонии передачи городу 24 новых НЕФАЗов. Мэр города Наиль Магдеев тогда дал понять, что муниципалитет хочет такого частно-государственного партнерства, но перспектива это долгосрочная, поскольку реорганизация транспортной системы потребует не меньше миллиарда рублей.
Когогин на том же событии четко проговорил, что альтернативы брутто-контрактам сегодня просто не существует, но, учитывая затраты на реформу, решиться вопрос может только на уровне региона. «Любая власть должна ответить: что такое пассажирские перевозки: социальная функция или бизнес? Мое убеждение – это социальная функция», - подчеркнул в июле Когогин.
Тогда же стало известно и об относительно надежном положении автограда в списке претендентов на федеральное финансирование в части дальнейшего обновления автопарка. Магдеев заявил о доведении парка автобусов до 220-250 штук в ближайшие годы – возможность купить их по льготной лизинговой программе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) организовал Когогин. Генерал "КАМАЗа" со своей стороны напомнил, и уже далеко не в первый раз, что покупка техники по федеральной программе требует выполнения городом конкретных условий. Это требования к устройству остановок, к диспетчеризации маршрутов, к эффективности маршрутной сети и к формам оплаты проезда, которые обеспечивают прозрачность выручки перевозчика.
Те же посылы прозвучали накануне и в Госсовете РФ: Москва требует от регионов максимального обеления перевозок через мониторинг маршрутов и пассажиропотоков, а также через безналичную оплату проезда. С этой целью сейчас на базе платформы «Гостех» разрабатывается централизованная система сбора данных обо всех пассажирских перевозках в стране по единому стандарту. Кроме того, субъектам для доступа к федеральному финансированию рекомендовано закладывать в собственные бюджеты средства на последующее содержание автопарков – первый опыт пересадки Челнов на 190 НЕФАЗов, напомним, более чем наглядно подтвердил этот тезис.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев отметил на заседании, что в этом году число федеральных программ, по которым муниципалитеты могут обновлять свои автопарки, расширилось с четырех до семи. Вообще профильные программы системно заработали в России только с 2020 года. Минтранс тогда запустил льготный лизинг через ГТЛК, на который и нацелился автоград. До 2024 года по этой программе планируется потратить из бюджета страны 7,3 млрд рублей на субсидирование муниципальных закупок – это примерно 800 автобусов.
Минприроды дает деньги на автобусы в рамках программы «Чистый воздух», объем поддержки – 3,6 млрд рублей на 2023 год, это стоимость еще 128 автобусов. Отдельная программа есть для Дальнего Востока, и в прошлом году заработала программа минстроя «Инфраструктурные бюджетные кредиты». Одновременно правительство запустило федеральный проект «Развитие общественного транспорта» в структуре нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» - он призван координировать усилия по всем существующим транспортным программам.
В этом году перечень возможностей пополнился еще одной лизинговой программой от Фонда национального благосостояния, который через ГТЛК профинансирует муниципальные закупки на 44 млрд рублей до конца года. По этой же линии привлечены еще 29 млрд рублей внебюджетных средств, что в совокупности позволяет приобрести свыше 4,1 тыс. автобусов. Также был реализован механизм специальных казначейских кредитов – эта программа ориентирована на малые города и села и предусматривает расходы в объеме 50 млрд рублей до конца года. Челнам, конечно, в эту программу дорога закрыта, но те 6 тыс. автобусов, которые будут куплены по ней, снимут нагрузку по доступные источники финансирования. Последняя из озвученных Савельевым программ касается модернизации трамвайной инфраструктуры.
Общая федеральная поддержка за счет всех действующих программ, по словам министра, составляет порядка 260 млрд рублей на ближайшие два года. На трехлетний период объем финансирования вырос в 6,5 раза, конкретно бюджетного – в 3,5 раза. До 2028 года, по подсчетам минтранса, регионы смогут закупить порядка 12,8 тыс. транспортных средств, в их числе 12,5 тысячи – до конца следующего года. Сейчас средний возраст российского автобуса, по данным министерства, составляет примерно 8 лет при сроке службы 7-10 лет.
Фото: kremlin.ru
В Нижнекамске приятно смотреть на городской транспорт. У Нас же сплошные Газели. Город без городского НОРМАЛЬНОГО транспорта, радуют маршруты 22 и 26, но этого очень мало. И точно, вдоль простпектов можно ещё уехать, поперёк видно люди не живут, ходят только вахты по этим проспектамю Хасана, Беляева, где автобусы?
Ответить (0)В Челнах большая проблема с общественным транспортом! Если по длинным проспектам куда-то доехать можно, то по перпендикулярным нет никакой возможности, только такси. Общественный транспорт по перпендикулярным проспектам не ходит от слова совсем, что создает огромные проблемы для жителей города. Ни в одном городе такого безобразия нет.
Ответить (0)