Ко Дню машиностроителя президент РТ Рустам Минниханов привез в Челны министра промышленности и торговли – подписать соглашение с "КАМАЗом" и КФУ о совместном развитии ПИШ, а ему по традиции показали новинки: завершенный испытательный полигон для грузовиков, несколько новых моделей техники и пассажирский сервис «Челнок», разработанный в Логистическом центре «КАМАЗа».
«ВСЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ МАКСИМАЛЬНО СОДЕЙСТВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМ В ВЫПОЛНЕНИИ ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»
К развитию Передовой инженерной школы в Набережных Челнах подключился минпромторг Татарстана: в День машиностроителя, в присутствии президента РТ Рустама Минниханова министр Олег Коробченко, гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин и ректор КФУ Ленар Сафин подписали трехстороннее соглашение о партнерстве в создании нового типа инженерной подготовки и внедрении прорывных разработок. Подписание стало одним из основных событий профессионального праздника, который в республике традиционного отмечается на территории "КАМАЗа", и на торжественной части в Городском дворце творчества детей и молодежи Минниханов отметил значимость соглашения.
«Мы должны воспитывать специалистов с современными инженерными компетенциями для удовлетворения потребностей промышленности. В Татарстане на базе крупнейших вузов - КФУ, Университет Иннополис, КНИТУ-КХТИ - будут созданы три передовые инженерные школы. Хочу поблагодарить индустриальных партнеров за участие в данном проекте».
По словам Минниханова, в Татарстане сейчас насчитываются почти 3,5 тыс. машиностроительных предприятий и около 138 тыс. сотрудников отрасли. За 8 месяцев этого года индекс их промышленного производства составил 103%, продукции они отгрузили на 500 млрд рублей – и это впечатляющий результат на фоне санкций. «Сегодня перед нашими предприятиями стоит новая задача – наладить контакт с новыми регионами, выстроить с ними кооперационные цепочки. Все они – промышленные территории, где развиты металлургия, машиностроение, ряд других отраслей. Это наша общая обязанность – оказать всемерную поддержку новым регионам», - подчеркнул президент.
Напомним к этому, что еще до вступления новых республик и областей в состав России премьер-министр РТ Алексей Песошин и и.о.главы администрации города Лисичанска (ЛНР) Андрей Скорый подписали соглашение о сотрудничестве. На Татарстан тем самым возложена ответственность за восстановление одного из крупных индустриальных центров Донбасса, в котором помимо пяти угольных шахт работают несколько заводов, и в их числе машиностроительный. Станков для автомобилестроения ЗАО «ЛисМаш», впрочем, не выпускает – покупать их по-прежнему придется в дружественных странах, и президент рекомендовал не забывать о настройке логистических цепочек с ними.
Обратившись к пятничной речи президента РФ, прозвучавшей перед подписанием соглашения о вступлении в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, Минниханов сделал акцент на новых вызовах, которые ставит СВО перед предприятиями машиностроения: «Президентом Российской Федерации перед оборонно-промышленным комплексом поставлена задача в кратчайшие сроки нарастить поставку в войска современного вооружения и техники. Сегодня республиканские предприятия ОПК задействованы в этой важной задаче и вносят свой вклад в обеспечение безопасности нашего государства. В то же время у нас остаются резервы. Необходимо полностью загрузить имеющиеся мощности, обеспечить рост объемов продукции соответствующего качества. Все органы власти и организации должны оказать максимальное содействие предприятиям, которые задействованы в выполнении оборонного заказа».
Минниханов также призвал работодателей отрасли не оставлять без внимания семьи мобилизованных сотрудников, отдельно поздравил трудовые династии, перечислив самые старейшие из них поименно, и вручил лучшим работникам госнаграды Республики Татарстан.
НОВЫЙ ПОЛИГОН, НОВЫЕ АВТОБУСЫ, НОВЫЙ ПАССЖИРСКИЙ СЕРВИС
Несмотря на краткость первой части визита Минниханова в Челны, самое важное событие Дня машиностроителя в Челнах состоялось, конечно, на площадке НТЦ "КАМАЗа": здесь официально был открыт испытательный полигон, в который компания вложила порядка 1 млрд рублей. На этих инвестициях завод сможет существенно экономить за счет скорости и дешевизны испытаний новых моделей перед их выводом на рынок. Как рассказывал на старте проекта главный конструктор НТЦ по испытаниям Рамиль Гиниятуллин, на собственном полигоне "КАМАЗ" сможет проводить до 80% всех тестов – проверять управляемость и устойчивость новых машин, эффективность тормозных систем, шумовые характеристики, настройки электронных систем. Для беспилотников здесь предусмотрен целый городок 235 на 106 метров с дорожной инфраструктурой, а дороги вымощены разными покрытиями и построены с разным градусом подъема. Общая площадь полигона составила 16 гектаров.
Основная дорога, предназначенная для разгона машин, протянулась на 770 м и включила в себя 4 полосы общей шириной 16 метров. Динамическая платформа диаметром 120 м с искусственным орошением построена для тестов управляемости. Дорога с переменными неровностями шириной 4 м и булыжная мостовая такой же ширины нужны для режимометрирования и оценки вибронагруженности автомобилей. Для тестирования систем ADAS построена 12-метровая трехполосная асфальтобетонная дорога с композиционной добавкой от «Роснано», в наличии и тоннель для настройки автосвета.
Минниханов тут же опробовал и полигон, и одну из новых моделей техники – ему показали электробус особо большой вместимости КАМАЗ-6292, полноприводный автобус КАМАЗ-6250 и самосвал КАМАЗ-6559 «Юпитер 30», сел же он за руль «Геркулеса». Кроме того, в НТЦ президенту презентовали и транспортный проект, рожденный в недрах автогиганта - он оценил сервис «Челнок» словами «все, что работает на благо наших граждан и востребовано ими, нужно пробовать и внедрять в использование».
Пассажирский сервис, анонсированный в начале августа, все минувшее время отработал с тестовой фокус-группой. Десять автобусов с узнаваемой бело-желто-фиолетовой раскраской возят горожан между точками, которые пользователи задают сами в фирменном мобильном приложении. Проект, реализованный ООО «Цифровая платформа КАМАЗ», будет работать за счет ценника в 51 рубль – это, конечно, дороже, чем в автобусе, однако сервис скорее отвечает принципам такси, поскольку 8-местный автобус JAC Sunray (с учетом переднего пассажирского кресла) отвезет заказчика по любому маршруту в пределах Нового города. Места предусмотрены исключительно сидячие и кресла гораздо удобнее, чем в привычных маршрутках, в салоне работает климат-контроль, а прибытие машины по таймеру позволяет четко планировать свое время.
Парк микроавтобусов сегодня разместился на территории Прессово-рамного завода, водители для него набраны и трудоустроены в Логистическом центре "КАМАЗа". Работать они будут посменно, не больше положенных 8 часов в день, что позволит сохранять внимательность на дороге и такт в общении с пассажирами.
Стоит отметить, что, опробовав сервис еще в тестовом режиме, корреспондент "Вестей КАМАЗа" не испытал затруднений с вызовом микроавтобуса: заказ формируется ровно так же, как и в любом привычном приложении такси. Либо интерактивная карта сама определит ваше местонахождение, либо вы забьете точкой старта ближайшую остановку общественного транспорта, либо приложение создаст виртуальную остановку – просто точку на карте, с которой пассажира будет удобно забрать. То же и с точкой финиша. После формирования маршрута приложение запустит обратный отсчет до прибытия машины. Расчет производится автоматически с карты, привязанной к аккаунту в приложении: пассажирам не придется заботиться о мелочи в карманах, а водителю - отвлекаться от дороги. Кроме того, вызвать «Челнок» можно и в те часы, когда общественного транспорта уже не дождаться – сервис работает с 6.00 до 23.00.
Можно предположить, что особой популярностью «Челнок» будет пользоваться на так называемых «поперечных» проспектах и улицах города, которые хуже покрыты сетью общественного транспорта, нежели основные проспекты: доехать, к примеру, от набережной до Московского проспекта без пересадок или услуг такси до сих пор было затруднительно, но новый транспорт закроет направления. Отметим, что карта для приложения взята из открытой базы, но алгоритм построения маршрутов с учетом потребностей всех пассажиров был разработан в Логистическом центре «КАМАЗа».
Напомним также, что "КАМАЗ" предлагал «Челнок» и муниципалитету Казани, но первой пробой пассажирских перевозок по требованию стал сервис «По пути», тестируемый с прошлого года в Новой Москве. Там компания совместно с «Мосгортрансом» запустила 30 автобусов, чтобы отработать механизмы диспетчеризации заявок, управления автопарком и онлайн-расчетов с пассажирами. Для России проект был пилотным, хотя в мире подобная услуга прижилась давно и основательно, как «динамические перевозки по требованию».
В столице Татарстана сервис был презентован в феврале этого года, после сбора статистических данные в Москве. Директор «Цифровой платформы КАМАЗ» Эльдар Шавалиев рассказывал представителям муниципалитета Казани о проекте на заседании Совета Ассоциации содействия цифровому развитию РТ. Шавалиев говорил тогда о готовности развернуть сервис в столице республики к 2023-му году, если казанский исполком определит количество и формат автобусов, районы, которым требуется альтернатива общественному транспорту и рентабельную цену проезда. Набережные Челны в качестве очередной площадки для внедрения сервиса совместных поездок на тот момент не рассматривались, но, поскольку переговоры с Казанью пока не привели к реальным инвестициям, автоград, судя по всему, выступит для республики и других потенциальных интересантов чем-то вроде презентационной модели штатной работы «Челнока».
Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин