По поручению первого зампредседателя правительства Андрея Белоусова минэкономики РФ совместно с госкомпанией «Автодор» запускают с 1 марта эксперимент, позволяющий владельцам электромобилей бесплатно проезжать по платным федеральным автотрассам. Для этого нужно приобрести за 3-3,5 тыс. руб. или взять в аренду бесконтактный транспондер T-pass, обратившись в офис поддержки ООО «Автодор-Платные дороги» (дочерняя структура госкомпании «Автодор»). Понадобятся документы, подтверждающие, что транспортное средство оснащено исключительно электрическим двигателем (СТС, ПТС), пояснил замминистра Максим Колесников. Если у автовладельца уже есть T-pass, его надо предоставить в офисе.
Пользователям электромобилей будет разрешен свободный проезд по платным трассам «Автодора» М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, ЦКАД, а также по участку М-11 с 15 км по 58 км (оператор — Северо-Западная концессионная компания; СЗКК) и обходу Одинцово (оператор — ООО «Новое качество дорог»).
Последним двум госкомпания компенсирует выпадающие доходы. Как пишет «Коммерсантъ» на основе расчетов минэкономики РФ, владельцы электрической техники смогут сэкономить в среднем 2 тыс. рублей при поездке в рабочий день из Москвы в Санкт-Петербург по М-11 и 1,92 тыс. рублей — из столицы в Ростов-на-Дону по М-4. На Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге, на платных дорогах Псковской области и других региональных трассах такой транспондер работать не будет.
При попытке использовать устройство на другой машине с лицевого счета, привязанного к транспондеру, спишут полную стоимость проезда, а сам транспондер отключат от акции без возможности повторного участия в ней, заявил заместитель председателя правления «Автодора» Константин Макиев.
Пилотный проект реализуется в рамках правительственной концепции 2021 года по развитию производства и использованию электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030 года. Если проект будет сочтен удачным, то минэкономики, минтранс и минфин подготовят поправки к закону «Об автомобильных дорогах», разрешив бесплатный проезд для электротранспорта по всем платным дорогам. Согласно концепции к 2030 году не менее 10% всех машин, производимых РФ, будут электрическими.
По данным минэкономики, в 2022 году в России были произведены более 1,7 тыс. электромобилей. По оценкам «Автостата», в 2022 году в РФ были ввезены 3,4 тыс. новых электрокаров (на 24% больше, чем в 2021 году) и 4,3 тыс. подержанных (–30%). По данным ГИБДД, на конец 2022 года в России были зарегистрированы 22,5 тыс. легковых электромобилей (+60% к 2021 году), из них в Приморском крае — 2 тыс., в Москве — 1,65 тыс., в Подмосковье — 1,17 тыс., в Санкт-Петербурге — 1 тысяча. В отдельных регионах для владельцев электротранспорта уже есть льготы. Например, в столице - бесплатные парковки, зарядные станции и отсутствие транспортного налога.
«Мера создаст дополнительные преимущества для владельцев электрокаров, - заявил «Коммерсанту» гендиректор автозавода "Москвич" Дмитрий Пронин, - Бесплатный проезд по платным дорогам окажет положительное воздействие на стимулирование спроса и развитие рынка электромобилей в целом». Он напомнил, что в декабре 2022 года на заводе уже началась крупноузловая сборка электрической модели «Москвич 3е». Параллельно с этим Пронин напомнил о текущей разработке универсальной платформы российского электромобиля. «В 2023 году планируем произвести 10 тысяч электромобилей, в 2024 году — 20 тысяч, а в 2025 году — 25 тысяч», - заявил Пронин.
«Пока мы не можем выделить и посчитать поток электротранспорта у нас на дороге, мы видим только заезды на электрозаправки, - пояснили в СЗКК, - Очередей там пока нет, но трафик из электромобилей растет».
Фото: "Вести КАМАЗа"