Каждый обладатель смартфона сегодня сам себе фотограф. Но, вдоволь наигравшись с фильтрами и масками, поневоле задумаешься: как сделать свои фотографии более художественными? И неужели для этого обязательно требуется дорогая профессиональная фототехника?
«Не обязательно, – успокаивает главный специалист по художественной фотографии пресс-службы «КАМАЗа» Виталий Зудин. – Ведь для начинающего фотографа главное не техника, а умение видеть кадр». Фотограф с 30-летним опытом на примере своих работ дал несколько советов по созданию интересных, запоминающихся, цепляющих снимков. А для удобства он разделил их по жанрам.
Портрет
Жанр этот обманчиво прост. Казалось бы, скажи заветную фразу про птичку да жми на кнопку. «В портрете важно передать настроение, эмоции героя и рассказать о нём самое главное: кто он, чем занимается, какой у него бэкграунд. И речь не только о фоне (background в переводе с английского «задний план»), который может сообщить важные подробности. По портрету у зрителя должно создаться определённое впечатление от того, кто на нём изображён, сложиться в уме какая-то история», – рассказывает Виталий.
Сына легендарного барда Никиту Высоцкого Виталий сфотографировал во время открытия музея в Набережных Челнах. Фреска с портретом Владимира Высоцкого на заднем плане и есть тот самый бэкграунд, говорящий о герое фотографии больше, чем слова.
На бульваре Энтузиастов Виталий делал репортаж с городского праздника, однако погода выдалась совсем не праздничная – тусклый пасмурный день. Как передать настроение? Выход был найден – фото расцветил радужный мыльный пузырь. «Портрет получился необычным, а о его героине зритель получает исчерпывающую информацию: какова её роль на празднике, чем она занимается, какие эмоции дарит», – пояснил фотограф
Пейзаж
Классические советы по съёмке пейзажа: выставить максимальное значение глубины резкости, чтобы большая часть изображения была в фокусе; использовать штатив во избежание «шевелёнки»; сделать акцент на смысловом центре композиции. В пейзаже большую роль играет принцип золотого сечения: кадр условно делится на три равные части по вертикали и горизонтали. В точках пересечения этих линий должны располагаться главные объекты, именно на них будет задерживаться взгляд.
Шурале, вылезающего из болота, фотограф «Вестей КАМАЗа» запечатлел в Соколках в три утра. А вышел он на фотоохоту в такую рань, чтобы застать туман: «При построении композиции пейзажа важно учитывать три плана: передний, средний и задний. Туман их разделяет, скрывает лишнее, помогает выделить главный объект – в данном случае корягу, придавшую всей картине сказочный смысл. Кроме того, он задаёт таинственность, которая в этой работе тоже оказалась к месту»
Излюбленный сюжет фотографов – восход и закат. Съёмка против света требует особого подхода: «Для начала нужно приехать за 30-40 минут, чтобы выбрать локацию и «пристреляться». Ведь у вас будет не больше 15 минут, пока солнце у горизонта. Настройки при этом выставляются в ручном режиме: экспозиция 1/20 – 1/15 секунды, автофокус отключен, чтобы выделить резкостью главный объект (здесь – камыши)»
Репортаж
Репортажная съёмка объединяет несколько жанров: это и узнаваемое место, и главные герои, и, наконец, само действие. Спортивные мероприятия, на которых всегда много движения, снимаются на короткой выдержке или сериями. Динамика передаётся, в том числе, построением кадра: главные объекты необходимо поймать так, чтобы они располагались особым образом. Это психологическая хитрость: линии, по которым скользит взгляд, должны образовывать неустойчивую фигуру: готовый завалиться на бок треугольник или круг. Так движение на фото словно оживает.
«Например, на этом снимке падающий треугольник образуют три точки: главный объект – наездник в белой рубашке, интересная сбруя правого коня и копыта левого. Джигит в чёрном словно в тени и находится в «мёртвой середине» – вне линий золотого сечения, но его фигура играет свою роль – уравновешивает кадр», – пояснил Виталий.
Репортаж часто снимать приходится делать в сложных условиях. Таких, например, как на этой горке: тут и темнота, и яркие вспышки, и движение: «Можно попробовать поэкспериментировать с настройками, сделать несколько кадров с разных точек. Этот был снят с экспозицией 1/20 секунды, с высокой чувствительностью 1600, со вспышкой на трети мощности, настроенной по второй шторке. Здесь вспышка помогла «заморозить» объект (придать резкость), а «шевелёнка» выступает художественным приёмом, чтобы показать движение».
Текст: Татьяна ИВАНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН.
Бред! Особенно последняя фотография - пурга полная, на мыльницу снять лучше бы получилось!
Ответить (0)