Звёзды 13 декабря 1969 года сложились так, что «КАМАЗу», рождённому под знаком Стрельца, была уготована очень непростая судьба. Наверное, такова участь первых.
Именно эти слова: «первый», «уникальный», «первенец», «впервые», сопровождают «КАМАЗ» буквально с рождения в продолжение всей полувековой истории. Ища штрихи к портрету юбиляра, мы извлекли из летописи самые яркие:
1) Впервые в стране принято решение о строительстве комплекса заводов по производству дизельных автомобилей большой грузоподъёмности – 14 августа 1969 года вышло Постановление № 674 ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Он станет крупнейшим в Европе.
2) Первый ковш грунта на экскаваторе Э-100 № 35 «Пионерский» вынут 13 декабря 1969 года на строительстве Камского автогиганта.
3) Первый ковш земли вынут на стройплощадке РИЗа, будущего первенца среди заводов «КАМАЗа», 8 апреля 1970 года. Первый бетон ляжет в фундамент меньше чем полгода спустя – 8 сентября.
4) Первый жилой дом 2/01 начинает строиться в Новом городе в феврале 1971 года. Мемориальная доска, напоминающая об этом событии, будет установлена 25 июня 2004 года.
5) Впервые в стране 30 марта 1971 года начались испытания созданного на ЯМЗ специально для «КАМАЗа» восьмицилиндрового дизельного двигателя.
6) Впервые в СССР на автомобильном заводе «КАМАЗа» осенью 1974 года начат монтаж самого большого конвейера – главного конвейера «КАМАЗа». Длина одной нитки – 673 метра.
7) Первый силовой агрегат мощностью 210 л.с. собран по временной технологии собственными силами на заводе двигателей 4 декабря 1975 года. Это был первый советский двигатель, получивший закрытую систему охлаждения и аккумулировавший многие другие технологические новинки.
8) Первый камский грузовик, трёхосник КАМАЗ-5320, сошёл с конвейера АвЗ 16 февраля 1976 года. Он будет удостоен золотой медали на выставке в Лейпциге осенью 1977-го, а 26 декабря 1980 года отмечен государственным знаком качества.
1972 год. Растут заводские корпуса
9) Уникальная автоматическая линия коленвала и балки передней оси сдана в эксплуатацию в июне 1977 года на кузнечном заводе в КПК-3. На литейном заводе впервые в стране освоен процесс «Автофордж», совмещающий в одном агрегате литьё и ковку.
10) Первый вездеход, полноприводный КАМАЗ-43105, конвейер выпустил 20 января 1981 года – в год сдачи с оценкой «отлично» второй очереди Камского автозавода. Невиданный по масштабам завод стал реальностью.
11) Первым среди крупнейших предприятий страны «КАМАЗ» становится акционерным обществом. Постановление Правительства вышло 25 июня 1990 года. Устав АО утверждён на общем собрании 11 августа. 23 сентября 1990 года АО «КАМАЗ» было зарегистрировано.
12) Впервые в мире в январе 1996 года российская команда «КАМАЗ-Мастер», созданная 17 июля 1988 года, стала победительницей ралли-марафона «Париж – Дакар». С 2000 по 2019 год команда поднималась на высшую ступень пьедестала почёта этой гонки 16 раз.
13) Впервые в России появился тяжёлый самосвал КАМАЗ-6520: 16 февраля 2001 года он выпущен на АвЗ.
14) Первым по величине в Европе суждено стать Камскому индустриальному парку «Мастер», зарегистрированному 29 июля 2004 года.
15) Первый двигатель «Евро-3» выпущен 29 октября 2004 года.
16) Впервые 23 ноября 2005 года в Набережных Челнах состоялось открытие совместного предприятия «КАМАЗа» с мировым грандом – «ЦФ КАМА». С его лёгкой руки за 14 лет зарегистрированы и действуют на сегодня восемь СП.
17) Первый двигатель нового поколения, «Евро-4», собран 18 февраля 2008 года. Он стал 2,5-миллионным двигателем КАМАЗ. Настоящие именины «сердца»!
18) Впервые в новом веке государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского в полном составе выступил на автомобильном заводе «КАМАЗа». Концерт в рабочий полдень 7 июня 2011 года возродил традицию, заложенную более 30 лет назад этим коллективом (правда, в уменьшенном составе) под управлением Натана Рахлина. 24 апреля 2018 года АвЗ аплодировал уже Мариинскому симфоническому оркестру Валерия Гергиева, который впервые в своей биографии выступал в таком заводском «концертном зале».
19) Впервые в стране начата разработка «рядной шестёрки» – семейства двигателей Р6 КАМАЗ-910.10-550. 10 июня 2014 года открыт проект «Тибет». Первый двигатель заложен на новом конвейере завода двигателей 6 декабря 2017 года. Ресурс нового мотора мощностью от 380 до 550 л.с. – 1,5 млн км.
Страна ещё не знала автомобиля такого класса, как КАМАЗ-5320
20) Сенсация года! Первый в России прототип беспилотного автомобиля создан в 2015-м на базе серийного грузовика КАМАЗ-5350 с полноприводным шасси 6х6. Летом и осенью он уже проходит первые испытания. Демонстрация прототипов беспилотных электробусов состоялась 12 июня 2018 года в Казани во время чемпионата мира по футболу.
21) Первый представитель нового поколения отечественных грузовиков К5, предсерийный экземпляр магистрального тягача, КАМАЗ-54901, изготовлен 6 февраля 2019 года на автомобильном заводе.
Их разделяют 43 года
22) Первый российский альфамобиль КАМАЗ-Арктика продемонстрирован во время блог-тура 23 апреля 2019 года.
23) Уникальный проект с самым высоким в России уровнем автоматизации – строительство завода каркасов кабин для автомобилей поколения К5 – всего за три года «КАМАЗ» реализовал вместе со стратегическим партнёром Daimler AG. 27 мая 2019 года состоялось торжественное открытие ЗКК – самого крупного с советских времён камазовского предприятия.
24) Впервые беспилотный автомобиль КАМАЗ начал тестовые заезды на заводской территории внутри периметра «КАМАЗа» 19 ноября 2019 года.
История продолжается!
Автор: Ольга Жигульская
Турбины не было
Ответить (0)Последнее фото впечатляет!
Ответить (0)Исходный двигатель был на 170 л.с. Потом стал форсированный с турбиной до 210 л.с.
Ответить (0)А первая плавка, первый штамп, первый коленвал...? Таких "первых" в истории КАМАЗа до кучи.
Ответить (0)