Прошло 45 лет с даты выпуска первого автомобиля КАМАЗ. За это время на Камском автогиганте выпущено более 2 352 925 грузовых автомобилей (по данным на 11 февраля 2021 года). Расширяется модельный ряд, сегодня он насчитывает свыше 60 основных моделей и 1500 комплектаций. Соответственно, изменилось и внутреннее содержание грузовиков. Мы попросили заместителя главного конструктора по автомобилям – руководителя службы Игоря Валеева проанализировать, какие технические изменения претерпели автомобили.
– Конечно, между этими двумя автомобилями огромная разница, ведь прошла целая эпоха в автомобилестроении. Сравнивать их сложновато, потому что это разные модели: КАМАЗ-5320 – бортовой грузовик, а КАМАЗ-54901 – магистральный тягач. Но давайте попробуем. Для этого возьмём в целом первое семейство автомобилей и поколение К5, – откликнулся на предложение Игорь Данисович.
Если семейство автомобилей КАМАЗ-5320 изначально проектировалось под максимальную осевую нагрузку на ведущие мосты до 6 тонн, то автомобили поколения К5 рассчитаны на осевые нагрузки от 10,5 до 16 тонн. Максимальная мощность двигателя для первых автомобилей составляла от 180 до 210 л.с., для К5 – уже от 250 до 550 л.с. Крутящий момент двигателя модели КАМАЗ-740, который ставился на первые грузовики, – 647 Нм, а в современных двигателях модели КАМАЗ-910, предназначенных для 54901, достигает 2500 Нм.
Полная масса автомобилей семейства 5320 начиналась от 15 до 22 тонн, автопоезда – от 27 до 33 тонн. Для поколения К5 эти показатели составляют от 18 до 50 тонн и от 30 до 150 тонн соответственно. При этом автомобили КАМАЗ поколения К5 изначально оборудованы самыми современными электронными системами, такими как электронная тормозная система (EBS), противобуксовочная система (ASR), электронная система стабилизации (ESP), чего никогда не было на автомобилях семейства 5320.
Периодичность технического обслуживания выросла в 10 раз: для автомобилей семейства 5320 она проводилась через 12 тыс. км, для автомобилей поколения К5 уже через 120 тыс. км с потенциалом дальнейшего увеличения до 150 тыс. км, в зависимости от условий эксплуатации.
Максимальная скорость практически не изменилась и в среднем составляет 90 км/ч.
Контрольный расход топлива для автомобилей семейства 5320 в диапазоне 26-35 л/100 км, для 54901 – 28 л/100 км.
Существенно увеличилась ёмкость топливного бака: на первых грузовиках это 170 литров, а в 54901 – уже 1400 литров.
– Игорь Данисович, какое заключение мы можем сделать?
– Конструкторы НТЦ, учитывая постоянно растущие требования к комфорту, экономичности, безопасности, cоздали абсолютно новый автомобиль и продолжают работать над улучшением как технических, так и других параметров, чтобы КАМАЗ был конкурентоспособен на современном рынке.
Легендарный первенец КАМАЗ-5320…
…и его достойный праправнук 54901
Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН