Сегодня, второго сентября, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин стал экспертом II марафона «Новое знание» и провел открытый урок в рамках направления «Цифровой мир и медиа».
Сергей Когогин выступил с лекцией на тему «Транспорт будущего: беспилотный и экологичный транспорт» в рамках направления «Цифровой мир и медиа», которое представляет Республика Татарстан. Отметим, что с 1 по 3 сентября 150 экспертов в разных областях проводят открытые уроки по всей России и делятся со школьниками и студентами своим опытом и видением будущего России и мира. Уроки транслируются по шести параллельным тематическим трекам и собираются в эфиры через студии в шести разных городах. Марафон «Новое знание» проходит одновременно в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Владивостоке. Каждый город представляет одно из направлений просветительской деятельности: знания, спорт, наука и технологии, история и культура, цифровой мир и медиа, бизнес. Марафон организован российским обществом «Знание».
В начале выступления он остановился на истории автомобиля, которая насчитывает уже не одно столетие. Официальным годом рождения принято считать 1885 год, когда Карл Бенц сконструировал свой автомобиль с бензиновым двигателем. После этого развитие автомобиля было эволюционным – развивались отдельные элементы конструкции, появлялись новые системы. «Сегодня мы с вами становимся свидетелями революционного скачка в развитии автомобиля.
Автомобиль меняется не в отдельных элементах, а как комплексная система. Эксперты называют четыре тренда, которые определяют будущий облик автомобиля – автономизация, электродвижение, энергоэффективность и подключенность», – рассказал руководитель.
Первое и самое важное изменение – возникновение беспилотных автомобилей. Инженеры автомобильных компаний сходятся во мнении о том, что к 2030 году автомобили смогут избавиться от водителя в массовом сегменте. «Кроме систем помощи водителя для общественных дорог, которые именуются ADAS, развитие получают системы дистанционного и автономного управления для закрытых и полузакрытых дорог, например, для перевозок внутри заводов, аэропортов или горных карьеров. Первые автономные автомобили строятся на базе серийных моделей, но в будущем из автомобиля совсем исчезнет место водителя, а для коммерческих перевозок вовсе не будет необходимости в кабине для размещения человека.
Постепенная автономизация движения транспортных средств существенно повышает пропускную способность автодорог и безопасность дорожного движения, безопасное расстояние между автомобилями может сократиться с 17 до 3 метров при скорости движения в 60 км/ч», – пояснил Сергей Когогин.
Руководитель ведущей автомобилестроительной компании России также рассказал о работе, которую ведет «КАМАЗ» в этом направлении и привел в пример несколько проектов. Уже сегодня беспилотные автомобили применяются на площадях «КАМАЗа» для доставки комплектующих изделий между корпусами. Завод служит испытательной площадкой для решения задачи взаимодействия беспилотных автомобилей с другими умными машинами – погрузчиками и кранами.
Кроме того, в Тюменской области проходит испытания колонна автомобилей на базе КАМАЗа-43118. Перед отправкой на объект автомобили испытывались на полигоне Научно-технического центра «КАМАЗа». Была реализована схема как полностью беспилотной колонны, так и колонны автомобилей во главе с ведущим. Также Сергей Когогин рассказал об испытании беспилотных автомобилей КАМАЗ на карьере в Кемерове. Одно из наиболее зрелых применений беспилотных автомобилей сегодня – добыча в карьерах, где работа людей сопряжена с опасностью.
Как отметил спикер, следующим трендом в автомобилестроении является изменение движущей силы автомобиля. Грузовые автомобили в большей массе используют в качестве топлива дизель, и сегодня актуальным становится поиск альтернативных – экологичных источников топлива. У «КАМАЗа» есть наработки и в этом направлении. Сергей Когогин рассказал об успешном опыте эксплуатации электробуса КАМАЗ на маршрутах Москвы. Также «КАМАЗ» активно разрабатывает линейку автотранспорта, работающего на водородных топливных элементах.
Еще один большой тренд – это возможность подключить автомобиль к глобальной сети. Как это могут использовать грузоперевозчики? Во-первых, датчики автомобиля посылают сигнал о возможном скором выходе из строя узла или агрегата. Водитель оповещается о том, что ему нужно заехать на сервис.
Сервис заранее заказывает необходимую запчасть. Во-вторых, большое прикладное значение имеет анализ эффективности вождения на основе собираемых данных, что позволяет улучшить качество вождения и снизить расход топлива. Опираясь на этот тренд, «КАМАЗ», как автопроизводитель, активно применяет системы мониторинга автомобилей и оценки качества вождения.
Так, например, сегодня все автомобили КАМАЗ сходят с конвейера с возможностью передавать данные, машины передают 300 параметров с частотой до пяти сообщений в секунду. Для обработки получаемых данных компания использует систему высокой нагруженности, способную обработать до нескольких миллионов посылок в секунду. Ежедневно устанавливаются сессии с более чем 20 тыс. автомобилей.
«Для транспортных компаний расход топлива – самая важная статья затрат. Для автопарка в 100 единиц каждые 10% экономии дадут до 50 млн рублей выгоды. Эффективное вождение может позволить сэкономить эти 10% и даже больше. Система подключенного автомобиля может позволить оценить, какие слабые стороны водителю надо улучшить, чтобы снизить расход», – пояснил Сергей Когогин.
На примере новейшего автомобиля поколения К5 – КАМАЗ-54901 компания уже доказала, что при правильном экономичном вождении можно добиться рекордно низких показателей расхода топлива магистрального тягача. Содействуют в этом современные возможности – система подключенного автомобиля, что позволяет вести мониторинг автомобилей и оценку качества вождения.
Фото: "Вести КАМАЗа".