Просторная для LCV кабина, освобождение от «Платона», сниженный по сравнению с конкурентами расход топлива – таковы лишь главные преимущества нового камазовского автомобиля, уже прозванного в народе «убийцей “Газели”». О других плюсах «Компасов», которые через месяц выйдут на рынок, и о том, как компания построит бизнес на них, "Вестям КАМАЗа" рассказал главный конструктор инновационных автомобилей ПАО "КАМАЗ" Сергей Назаренко.
«ЛОКАЛИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ПРОДВИЖЕНИЯ МАШИНЫ НА РЫНКЕ»
- Сергей Владимирович, "КАМАЗ" всегда специализировался на тяжелых грузовиках, а теперь решил зайти в сегмент среднетоннажных автомобилей. С чем это связано?
- Рынок автомобилей полной массой от 12 до 40 тонн имеет ограниченную емкость – он растет, но недостаточно быстро для нас. Наши продажи в последние годы стабилизировались на уровне 35-45 тысяч машин, и перейти эту черту нам не удается. Ограничивают рамки нашего традиционного сегмента, хотя рынок грузовой техники как таковой значительно шире - он начинается от машин полной массой 3,5 тонны и заканчивается 650 тоннами. Это побудило нас к расширению модельного ряда с тем, чтобы в будущем нарастить и выручку компании. Второй мотив заключается в том, что присутствие в дополнительных сегментах делает компанию устойчивее в кризисы. Когда рынок падает в одном сегменте, в других объем продаж может сохраняться. Имея продукты в разных сегментах, мы усиливаем свою способность к выживанию. В кризис 2008-2009 годов, к примеру, продажи "КАМАЗа" упали до 20 тысяч автомобилей в год. Будь у нас тогда автомобили более легкого, или, наоборот, более тяжелого сегмента, мы бы чувствовали себя намного увереннее.
- «Компас» сохраняет какую-либо преемственность по отношению к традиционной технике "КАМАЗа"?
- Ничего общего, это абсолютно новый автомобиль: маленький двигатель, компактная коробка передач, легкие мосты, кабина не такая просторная… Вся компонентная база новая, хотя не вся она разработана нами – мы сделали эту машину с китайским партнером JAC Motors. Таков бизнес-подход к внедрению этой модели: пока часть узлов заимствована, но по мере ее продвижения на рынке мы намерены локализовать узлы и детали до высокого уровня. На это потребуется 5-6 лет, после чего можно будет без оговорок называть автомобиль российским, камазовским. Такой путь был избран с одной стороны ради сокращения срока разработки машины и ее постановки на производство, а с другой – такова политика снижения инвестиционных рисков. Продукт для "КАМАЗа" новый, и мы уверены, что он выстрелит, но ведь всегда что-то может пойти не так под влиянием внешних условий. Разработка с нуля потребовала бы от компании огромных денег, а ситуация на рынке в наши времена плохо поддается прогнозам. Избранная осторожная бизнес-модель позволила минимизировать риски: если в ближайшие 2-3 года машина хорошо себя зарекомендует на рынке, руководство "КАМАЗа" примет решение об увеличении инвестиций в линейку, и мы перейдем к освоению собственных крупных узлов для «Компаса» – кабины, двигателя, мостов и так далее. Думаю, за этим дело не станет, но объем продаж расти будет постепенно – условно говоря, несколько сотен в первый год, около тысячи – во второй, и так далее. Рубеж в 5 тысяч даст повод задуматься о большом конвейере.
- Если через 5-6 лет автомобиль будет локализован, то что станет с партнерством?
- Мы планируем работать с нашим партнером и дальше, долгосрочно, но локализация в любом случае необходима, если мы рассчитываем на компенсацию утилизационного сбора. Программа до 2028 года предусматривает замену на отечественные не менее 50% ключевых компонентов автомобиля, и подготовительная работа уже началась. В декабре стартуют и продажи новых машин, в которых уже стоят несколько десятков деталей российского производства. К настоящему времени на отдельном компактном конвейере собраны несколько десятков автомобилей, в день мы выпускаем по 2-3 машины. Часть из них уже передана заводам-изготовителям спецтехники для установки надстроек.
- География первых продаж как-то ограничена?
- Мы хотим получить первую обратную связь от одного региона, и начнем с московского, обеспечив одного дилера запчастями и сервисом. Россию планируем охватить в течение года, поэтапно. Дилеры у нас есть повсюду.
«СРЕДНЕТОННАЖНИК НА ЕВРОПЕЙСКИХ УЗЛАХ РАССЫПАЛСЯ ВМЕСТЕ С РУБЛЕМ»
- Как давно "КАМАЗ" задумался об этом проекте?
- Мы прошли несколько подходов к этой теме. Сначала сделали собственный автомобиль на узлах наших традиционных европейских партнеров. На тот момент курс доллара позволял сохранить цену продукта конкурентоспособной. Затем рубль обесценился, причем сразу в два раза, и концепция автомобиля на европейских узлах рассыпалась вместе с ним. Поэтому мы и пошли другим путем, благо в китайском автопроме сегодня сформировался сегмент высокого качества. Машину мы испытывали на российских дорогах, она показала себя хорошо. Она полностью соответствует своей стоимости, которую мы ставим на уровне ценников «Группы ГАЗ» - «Газели», «Газона NEXT» - но с применением высококачественных узлов и компонентов. Наши машины будут дороже, но чуть-чуть, в пределах 5% - это позволит нам закрепиться в массовом сегменте. При этом двигатель мы ставим, к примеру, от Cummins – этот бренд хорошо зарекомендовал себя на российском рынке. Если продажи пойдут на уровне 5-10 тысяч машин в год, локализация двигателя станет экономически целесообразной, особенно с учетом того, что у нас с Cummins есть совместное предприятие.
- Если «Компас» будет конкурировать с «Газелью», то возникает вопрос: чем он лучше, кроме двигателя?
- У «Газели» и «Газона NEXT» полукапотная компоновка, а у нас – бескапотная, что дает машине ряд преимуществ: в частности, повышает маневренность, уменьшая радиус поворота при тех же габаритах бортовой платформы. У нас внутренний объем кабины больше – возникает ощущение, что ты находишься в кабине более высокого класса, повышается обзорность. Показатели грузоподъемности в сравнении с одноклассниками от «Группы ГАЗ» у нас выше. Комплектация тоже немного богаче – кондиционер, к примеру, идет уже в базовом исполнении, как и некоторые другие элементы. Мы рассчитываем, и первая наработанная практика это подтверждает, что расход топлива у «Компаса» тоже будет несколько ниже. Наша связка двигатель-трансмиссия-мост чуть более эффективна, чем у «Газона NEXT». Есть и другие преимущества, и в целом мы видим «Компас» автомобилем несколько более высокого технического уровня при сопоставимой цене, что и должно обеспечить нам продажи.
- Для каких работ предназначены 12-ти и 9-тонные «Компасы», которые уже выпускаются?
- Это машины развозного класса, рассчитанные в первую очередь на город и пригород, но они могут использоваться и на дальних расстояниях при необходимости перевозки легковесного груза. Они предполагают множество вариантов спецнадстроек для самых разных отраслей – краны-манипуляторы, рефрижераторы и прочее. В целом эти машины ориентированы не только на бизнес, но в равной мере и на покупку физлицами для частных целей. Во втором полугодии следующего года мы планируем вывести на рынок «Компас-5» полной массой 3,5 тонны и «Компас-6» - около 6 тонн. Компактные машины еще более перспективны, чем старшие модели, потому что их сегмент в разы шире. Самый легкий «Компас-3» мы начали разрабатывать в этом году, в следующем выпустим прототип, а в серию он пойдет, вероятно, не раньше конца 2023 года.
- Фактическая полная масса 12-тонника – 11,99 тонны. Вероятно, "КАМАЗ" преследовал цель уложиться в эти рамки, чтобы избавить потребителя от платы по системе «Платон»?
- В том числе, но не только. Наш автомобиль, укладываясь в рамки полной массы от 3,5 до 12 тонн, подпадает под категорию грузового транспорта N2, которая подразумевает свои технические и сертификационные регламенты. Сертифицировать N2 существенно проще, чем грузовик N3 полной массой свыше 12 тонн, и для "КАМАЗа", как производителя, важно было воспользоваться такой возможностью. Вместе с этим мы получили более щадящий технический регламент, ну и, конечно, потребителю не придется платить за проезд по магистральным дорогам. Для наших потенциальных клиентов это крайне важно – сегодня сложно назвать владельцев грузовиков, которые оплачивают «Платон», в полной мере счастливыми людьми.
- Планируется ли в перспективе переводить «Компас» с дизельного топлива на более экологичные варианты?
- Есть мысли по поводу и электрического, и метанового автомобилей, но это уже история будущего. На рубеже 2025-2026 годов ожидается введение в России стандарта «Евро-6» и, вероятно, модернизация двигателя под него также потребуется.
- Кто придумал для модели название «Компас»?
- Компания решила всем новым моделям давать имена, потому что цифровые индексы потребителем запоминаются сложнее. В данном случае название «Компас» указывает верное направление для развития бизнеса. Названия рождаются по-разному - в основном их придумывают сотрудники нашей службы инновационных автомобилей, многие придумал я сам. Иногда мы устраиваем мозговой штурм по названиям и определяем имя нового автомобиля из предложенных вариантов.
Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин
Для 98. Только представьте, что на крупном заводе вдруг примут решение выпускать легковую модель. Это снова надо строить завод, вкладываться в оборудование, в строительство, в обучение людей, проводить исследования, разрабатывать модель для производства или выбрать какую-нибудь для выпуска по лицензии. В общем, большая такая куча бабла! Дальше начинается производство. Кто будет оплачивать для предприятия вложенные бабки? Правильно, они лягут в ценообразование выпускаемой продукции. То есть разом в цену легковушки от КАМАЗа лягут все деньги, затраченные на строительство и запуск целого автозавода. Так что никакого легкового от КАМАЗа мы не увидим ещё лет 20. КАМАЗ только пробует шаги в освоение карьерных самосвалов - любопытно будет посмотреть, что из этого получится, ниша-то объёмная, надо заполнять.
Ответить (0)Молодцы, только давно пора было. Еще бы и легковой автомобиль производители, вообще хорошо было.
Ответить (0)сейчас на рынке ценовая политика играют большую роль , а как же исузу???вот он конкурент, а не газель.
Ответить (0)В середине 2000-х тысячных был же проект Камазенок. Так в серию не пошел
Ответить (0)