В преддверии старта нового федерального проекта, нацеленного на комплексный мониторинг состояния окружающей среды в российских городах, московское бюро «Стрелка» предложило инструмент постоянной оценки качества воздуха на основе данных со спутника. Согласно этим данным, загрязненность атмосферы в Челнах пока оценивается, как «низкая», но до «повышенной» остается всего ничего…
ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ
Согласно спутниковому мониторингу атмосферы Земли, уровень загрязненности атмосферного воздуха в Набережных Челнах оценивается как «низкий» – это неплохой результат для российских городов-полумиллионников. «Незначительной» загрязненностью в их числе отличается только Астрахань, «низкой» же отмечены около 40% городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. В ряду 23-х российских полумиллионников Челны занимают 10 место; среди промышленных городов – 34 место (Нижнекамск – 45, Альметьевск - 20); среди моногородов – 12 место.
Рейтинг городов России по качеству воздуха представило КБ «Стрелка», рассчитав его на основе пяти основных загрязняющих веществ по мере их влияния на здоровье: это угарный газ (CO), диоксид азота (NO2), формальдегид (HCHO), диоксид серы (S02) и аэрозоли (*).
Традиционно качество воздуха в городах оценивается на основе данных, собранных стационарными и мобильными постами Росгидромета – пять стационарных пунктов мониторинга расположены и в Набережных Челнах. Вместе с тем в последние годы существенно расширились возможности дистанционного наблюдения за состоянием атмосферы. На орбиту Земли были запущены спутники, которые замеряют вертикальное распределение в воздухе загрязняющих веществ. Одним из наиболее эффективных с точки зрения мониторинга химического состава атмосферы признан спектрометр TROPOMI, установленный на спутнике Sentinel-5P, запущенном в октябре 2017 года. Полученные TROPOMI данные архивируются в облако Google Earth Engine, что позволяет анализировать полученную информацию – этой возможностью и воспользовалось КБ «Стрелка».
Спектрометр TROPOMI снимает в ультрафиолетовом, видимом, ближнем и среднем инфракрасных диапазонах электромагнитного спектра. Такая съемка позволяет определять содержание в вертикальном столбе тропосферы таких веществ, как озон, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, метан, формальдегид и объем аэрозольного загрязнения. Полученные данные сводятся в индекс TAQI – в зависимости от его значения уровень загрязнения определяется как незначительный (индекс от 0 до 10), низкий (11-20), повышенный (21-30), высокий (31-50), очень высокий (51-100). По данной методике Набережным Челнам присвоен индекс 19,7 – то есть, оставаясь в позитивной категории, город в то же время близок к переходу в категорию «повышенного» уровня загрязнения воздуха. Содержание в воздухе автограда конкретных веществ приведено в таблице:
По итогам 2022 года ТОП-10 самых чистых городов страны без привязки к числу горожан возглавили Кызыл (TAQI 5,6), Астрахань (10,4) и Элиста (10,7). Самым грязным признан воздух московской агломерации (62,3), Якутска (52,4) и Новосибирска (42,5). По содержанию диоксида азота Москва «лидирует» и среди европейских столиц.
ОТХОДЫ, ОЗЕЛЕНЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ И АВТОМОБИЛИ
Согласно докладу Санэпиднадзора РФ, в России по итогам 2021 года с качеством воздуха ассоциированы порядка 6,6 тыс. смертей, а также 643,4 тыс. случаев дополнительной заболеваемости среди взрослых и 450,2 тыс. случаев – среди детей. Организация экономического сотрудничества и развития со своей стороны подсчитывала, что из-за загрязнения воздуха страна теряет до 12,5% ВВП.
Как отмечают авторы исследования о качестве воздуха в городах, оно влияет на здоровье людей не только прямым образом – то есть через болезни легких и сердца, онкологию и угнетение систем организма, - но и косвенно. Так, окисление азота и серы, которые через реки попадают в озера и подземные воды, приводит к кислотным дождям; способность флоры поглощать углекислый газ снижается, так аккумулируется парниковый эффект, и далее экосистемы разрушаются по цепочке. В борьбе с такими явлениями важно городское планирование – озеленение с формированием водно-зеленого каркаса, застройка по принципу 15-минутной доступности основных социальных услуг, энергоэффективность зданий, переход на альтернативные виды транспортного топлива и электричество, развитие скоростного общественного транспорта, селективный сбор и биологическая утилизация отходов.
Нельзя сказать, что качеству воздуха в Набережных Челнах уделяется мало внимания: теми же постами для мониторинга атмосферы в стране располагает лишь пятая часть всех муниципалитетов. Но если пройтись по параметрам профилактической программы, то можно заметить, что для Челнов, которым до категории «повышенной» загрязненности остается лишь 1,3 пункта (из полумиллионников ближе к «желтой зоне» только Липецк), эта программа скоро может стать реабилитационной. Соседний Нижнекамск, к слову, эту черту уже перешагнул – индекс TAQI у города нефтехимиков равен 21,5.
В Челнах, как и в целом по Татарстану на переработку сегодня поступают лишь 5% собираемого коммунального мусора, остальное закапывается на муниципальном полигоне. Экологичный общественный транспорт бюджет города не тянет: электробусами "КАМАЗа" пользуется Москва и другие города-миллионники. Об энергоэффективности застройки говорят зимние счета за отопление. Озеленение, если опираться на данные разработчиков будущего генплана города, занимает лишь 16% от общей площади Челнов, и наращивать долю до 20% к 2029 году и до 25% к 2035 году они планируют преимущественно за счет окраин и, в отдельных случаях, лишь формально – к примеру, перенеся городскую черту за Шильнинский лес. Между тем промышленность Челнов прирастает год от года – для примера, только на днях исполком заявил о финишном отборе индустриальных резидентов третьей очереди промпарка «Развитие».
Главным же загрязнителем воздуха, как известно, остаются автомобили, и их ежегодный прирост – это тоже проблема общественного транспорта. В среднем за год совокупный частный и коммерческий автопарк Челнов увеличивается на 4-5 тыс. машин, к началу 2021 года их насчитывалось 210 тыс. единиц. Это, конечно, скромная динамика на фоне бурного роста автопарка в прошлом десятилетии, когда за 8 лет, с 2012-го по 2020-й число автомобилей в городе выросло на 58 тыс. штук, однако город на такую автомобилизацию в любом случае не рассчитан. Бывший начальник местного отдела минэкологии РТ Айрат Насыбуллин еще 5 лет назад, возглавляя в ту пору административно-техническую инспекцию, напоминал, что проектировались Челны из расчета на 17 тыс. автомобилей.
Фото: tesiaes.ru, taqi.strelka-kb.com
да раньше был запах птицефабрики и элеватора а сейчас плавленый пластик резина и на дороги налили раствор все будет таять детям и аллергикам намного больше заметно
Ответить (0)В семье 2-3 машины, так одновременно-то перемещаются они по одной. А когда они стоят на стоянке, они и не выделяют ничего. В вас просто чёрная зависть.
Ответить (0)Да не переживайте. Лес добавят к черте города, и будет везде чистый воздух. Электро-москвичи будут раздавать всем желающим за их же деньги, а аккумуляторы от электромобилей будут захоранивать глубже. Дизельный транспорт никуда не денется, но его можно переписать с городской регистрации на Тукаевский район, и тогда транспорта в городе станет в два раза меньше.
Ответить (0)Почему выложены фото стратегических объектов, которые нельзя фотографировать?
Ответить (0)На одну семью 2-3 машины...
Ответить (0)Действительно в нашем городе зелени очень мало, а парка всего два на полусилионный город. А застройка точечная, дом на доме.
Ответить (0)Хватило смелости признать неоспоримые факты, хотя бы на этом спасибо. До этого времени всегда все было "хорошо", конечно в кавычках
Ответить (0)Давно чувствую, что в Челнах нечем дышать, буквально нечем.
Ответить (0)