Как уже говорил в первой части, в изготовлении и поставке на КАМАЗ более 35 000 единиц оборудования принимали участие свыше 500 зарубежных фирм.
Из этих пятисот наибольшую долю составляли фирмы ФРГ.
150 западногерманских фирм изготовили более 3 700 единиц оборудования для всех заводов КАМАЗа, поставили практически все виды универсального оборудования и автоматические линии, в том числе зубообрабатывающие станки и линии обработки деталей коробки перемены передач фирмы ЛИБХЕРР, комплексные лини механообработки, сборки и сварки картера заднего моста фирмы КУКА, автоматические линии фирм ХЮЛЛЕР, БУРР, ДИДЕСХАЙМ.
На этапе заказа оборудования для КАМАЗа в период с 1970 по 1972 годы возникало немало вопросов.
Посмотрите, например, о чём беспокоился заместитель Министра внешней торговли СССР А.Комаров в своём письме Тарасову А.М. от 3 июня 1971 года.
Или вот ещё письмо другого заместителя Министра автомобильной промышленности П. Лисняка от 20 июля 1973 года.
Но продолжим перечень тех, кто приняли участие в поставке оборудования на КАМАЗ.
90 фирм США поставили более 2 500 единиц оборудования для Литейного завода и Завода двигателей.
Среди них были плавильное и термическое оборудование фирм АДЖАКС, СВИНДЕЛЛ ДРЕССЛЕР, ХОКРОФТ, автоматические формовочные линии фирмы СИ КАСТ, линии механообработки блока цилиндров ИНГЕРСОЛ.
Про сотрудничество с американцами вспоминает Леонид Иванович Застер – бывший начальник Управления Оборудования КАМАЗа:
«В корпусе серого ковкого чугуна Литейного завода была смонтирована формовочная линия американской фирмы СПО, которая позволяла в специальные опоки заливать сразу по два блока цилиндров двигателя в одну форму.
Спустя некоторое время некоторые детали и узлы этого оборудования начали выходить из строя.
Особенно быстро изнашивались звенья, соединяющие в одну длинную замкнутую цепь 280 тележек с опоками.
По договору фирма СПО должна была поставлять нам всё необходимое.
А тут наши войска вошли в Афганистан, где появились наши КАМАЗы, и, кстати, они оказались первыми автомобилями, которые без проблем одолевали высокогорные перевалы.
Это, конечно, не на шутку разозлило американцев.
Белый дом распорядился прекратить всякие поставки на КАМАЗ.
Были заблокированы даже грузы, находящиеся в портах отправки, в том числе запасные звенья цепей для тележек.
Это было тяжелым ударом.
Министр автомобильной промышленности В.Н. Поляков возглавил штаб по организации производства необходимых запчастей на КАМАЗе.
За кратчайший срок производство многих запчастей, материалов, оборудования было налажено в Челнах и других предприятиях страны.
Злополучные звенья для тележек стали изготавливать на РИЗе.
И самое примечательное: они оказались лучше заокеанских.
Американская блокада ожидаемого эффекта не дала.
КАМАЗы продолжали сходить с конвейера».
Помимо немцев и американцев свыше 2 500 единиц оборудования на КАМАЗ поставили итальянцы.
Отмечу только некоторых из них.
Итальянские фирмы АТРЕМА, МОРАНДО, БЕРАРДИ поставили металлообрабатывающие линии, ПИАНЕЛЛИ И ТРАВЕРСЕ, ФАТА поставили оборудование подвесных толкающих конвейеров.
Внизу на фотографиях подвесные толкающие конвейеры фирмы ФАТА на Литейном заводе.
Уникальные линии штамповки лонжеронов рамы, деталей кабины, а также штамповая оснастка для Прессово-рамного завода были поставлены японскими фирмами КОМАЦУ, АИДА, ХИТАЧИ, АТАКА, ХИРОСИ поставили на высокопроизводительные электроэрозионные станки, испытательные стенды и многое другое оборудование.
А ведь было ещё оборудование из Великобритании, Франции, Голландии, Швейцарии, Швеции, Австрии, Бельгии, Дании, Канады, Норвегии, Финляндии.
Иностранными фирмами во время потепления советско-американских отношений в начале 1970-х годов было изготовлено более 200 комплексных автоматических линий механосборки, штамповки, литья, варки и сборки.
.
Продолжение следует …