Многообразие конструкций, наличие тяжёлого и уникального оборудования потребовало решения проблемных задач по организации монтажа и наладки оборудования.
С этой целью на КАМАЗе было создано УРиОТО - Управление ремонта и обслуживания технологического оборудования КАМАЗа.
Первым его директором в 1974 году стал Каминский Борис Витальевич.
В состав управления входили цехи: монтажный, металлоконструкций, затем специальной грузоподъемной техники, которые стали централизованными подразделениями КАМАЗа по изготовлению и монтажу балочных фундаментов и крупногабаритного оборудования, по его доставке с помощью специальной техники к месту монтажа.
Воспоминания Каминского Б.В. об УРиОТО публиковал ранее.
.
Разные случаи по монтажу оборудования хранит история КАМАЗа.
Напомню один.
Вспоминает Константин Михайлович Альчиков - бригадир плотников бетонщиков, работавший на строительстве Прессово-рамного завода:
«На площадях будущего заготовительного цеха в 1972 году уже начинали монтаж оборудования.
Ко мне подошёл один из руководителей завода и заявил, что в выполненном две недели нашей бригадой назад фундаменте он обнаружил неточность и потребовал срочно «рубить» бетонную плиту глубиной 12 метров и шириной 5 метров по всей высоте.
Иначе, говорит, подъемный механизм для установки оборудования не пройдет – не хватало, по его словам, 5-7 сантиметров.
Как же так?
Мы же выполнили работу в соответствие с чертежом?
Я отказался ломать построенное.
Противостояние с руководителем обострялось.
Спор разрешил представитель японской фирмы, принимавший все фундаменты под своё оборудование.
Оказалось, что у руководителя по монтажу документация оказалась несколько устаревшая, чем наша.
Тот представитель из Японии потом принимал у нас ещё полтора десятка фундаментов и всякий раз пожимал мне руку: «Карасо сделал, молодес!»
Не всё гладко было и в процессе с монтажом оборудования.
Убедительнее всего об этом говорят сохранившиеся документы.
Посмотрите, например, замечания к импортному оборудованию фирмы ХЮЛЛЕР, которые составил 8 декабря 1976 года Сенник Владимир Николаевич – начальник цеха мелких стальных деталей КПП Завода двигателей.
Нередко контракты с иностранными фирмами были подписаны так, что камазовская сторона оказывалась в проигрышном положении.
Вспомнить хотя бы ситуацию, возникшую с американской фирмой СИ КАСТ в середине 1970-х.
Никаких гарантий получения годных отливок на Литейном заводе фирма СИ КАСТ не давала, поскольку технологическое оснащение линии делала не она.
С высоты пройденного пути Филиппов Юрий Константинович – главный специалист Технологического Центра так говорил о том времени:
«КАМАЗ был построен в 70-е годы по технологии прошлых лет, когда в автомобилестроении уже заканчивалась эпоха жестких автоматических линий и начинался переход к гибким технологиям.
К сожалению, мы сели в один из последних вагонов уходящего в прошлое поезда, т.е. купили у западных фирм и установили у себя новенькое, с иголочки, но технологически устаревшее оборудование».
Однако, для своего времени поступившее на КАМАЗ оборудование действительно являлось современным и было способно в течение 10 лет удовлетворять спрос на грузовики, ежегодно выпуская по 150 000 автомобилей в год.
Руководители и специалисты, занимавшиеся закупкой оборудования, не были простаками, которым «втюхали» устаревшее оборудование.
Задача стояла одна – дать народному хозяйству СССР и странам СЭВ неприхотливую, но надежную машину.
И поставленное оборудование, в основном, сработало на выполнение этой задачи.
А модернизацией камазовского производства руководство планировало заняться после того, как огромная страна получит необходимое количество камских грузовиков.
Но в середине 1980-х, как вы помните, началась горбачёвская перестройка.
Что она принесла стране и КАМАЗу, вы и без меня всё хорошо знаете…
Сегодня на всех заводах КАМАЗа идёт процесс замены устаревшего технологического оборудования КАМАЗа на новое.
Про него вам расскажут материалы свежей новостной ленты информационного портала «Вести КАМАЗа».