Заявленная руководством "КАМАЗа" шестилетняя программа роботизации производства постепенно набирает обороты: новые автоматизированные комплексы едут на ПРЗ, а в будущем доберутся и до остальных заводов. «Вести КАМАЗа» поинтересовались, как задействовали высокотехнологичные отечественные продукты прессоворамщики.
ТАСКАТЬ ТЯЖЕСТИ, МЫТЬ КАБИНЫ, ЧИСТИТЬ ОТЛИВКИ
На прессово-рамном заводе ПАО "КАМАЗ" сейчас идет отладка робототехнического сварочного комплекса для всех типов бортов кузова, и в апреле-мае ожидается следующая партия роботов. В конце февраля автогигант заключил контракты с казанской компанией на поставку 20 промышленных умных машин и заявил о намерении купить еще 40 штук в начале года, в целом же эти закупки входят в стратегическую программу роботизации производства до 2030 года. К этому сроку, напомним, "КАМАЗ" намерен внедрить у себя по 280 роботов на каждые 10 тыс. сотрудников, о чем говорил в феврале на коллегии минпромторга РТ гендиректор автогиганта Сергей Когогин.
Как идет освоение роботов отечественного поставщика, заменившего иностранного производителя, "Вестям КАМАЗа" рассказал главный конструктор технологического центра ПАО "КАМАЗ" Айрат Фасхутдинов. Как напомнил наш собеседник, фактически казанцы сотрудничают с автогигантом с 2021 года, когда первый их робот, установленный на производстве, подтвердил свои точностные характеристики и простоту управления. Роботизированные комплексы сертифицированы минпромторгом и соответствуют требованиям к автоматизации технологических процессов.
По словам Фасхутдинова, сейчас в компании поэтапно осваивается производство новых моделей роботов и критически важных комплектующих изделий, а также позиционеров, захватных устройств и компонентов систем управления роботами. Внедряются они силами собственного системного интегратора.
Так, наносить герметик и автоматизировать загрузку станков роботы будут на автомобильном заводе, заводе двигателей и заводе запасных частей и компонентов "КАМАЗа".
На ПРЗ роботам доверят сварку деталей платформы, бортов, поперечин рам, кронштейнов и других изделий, а также задействуют на мойке каркасов кабин, операциях по нанесению мастики и перемещению деталей между прессами.
На кузнечном заводе отечественные роботы будут применяться для транспортировки поковок, а на литейном - для операций обрезки и зачистки отливок, а также для простановки вставок.
«Все робототехнические комплексы поставляются по утвержденным техническим заданиям, то есть разрабатываются под конкретные задачи, - уточняет Фасхутдинов. - При необходимости из можно дооснащать дополнительными опциями, совершенствуя процессы».
РОБОТЫ РАСШИРЯЮТ КОМПЕТЕНЦИИ
В качестве примера использования роботов на производстве Фасхутдинов привел ПРЗ – завод, на который приехал первый казанский робот, и на котором подобных механизмов сейчас задействовано четыре.
«Сварщик», прибывший в 2021 году, по-прежнему успешно справляется как со сваркой кронштейнов, так и освоенными позже операциями изготовления шести изделий. В апреле его компетенции будут снова расширяться – за счет освоения сварки еще шести изделий.
Второй робототехнический комплекс той же специализации появился на ПРЗ год назад, и охват номенклатуры у него на три единицы больше. Как сообщил "Вестям КАМАЗа" начальник бюро техотдела реализации проектов ПРЗ Айрат Ситдиков, с их установкой трудоемкость на этих участках производства снизилась в среднем на 30%.
«Поставщик оснастил роботизированную ячейку всем необходимым: благодаря поворотному столу одновременно ведется и сварка деталей, и закладка заготовок. Автоматическая система очистки горелки, интегрированная со сварочным циклом, экономит время и повышает качество шва. Фирма-изготовитель позаботилась и о системе безопасности рабочего места», - оценил Ситдиков эффективность автоматизации.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин