Всяк сюда входящий попадал сначала в крепкие объятия, потом становился в круг, который всё ширился, а когда собралось уже довольно гостей, стал распадаться на кружки более узкие.
И в этом был весь стиль коммерческого блока компании образца начала 90-х: его руководитель Владимир Сигал именно такой «срез» ветеранского состава УСП и всех камазовских «снабов» (не путать со снобами!) собрал 11 октября на встречу к 50-летию «КАМАЗа». Ни на секунду не забывая об официальном титуле комдира «КАМАЗа», бывшие сослуживцы Владимира Сигала, в этот вечер дав волю чувствам, растроганно величали его «учитель» и даже «отец родной».
У Виктора Анисимова, Александра Зацепина, Роберта Юлдашева, Александра Скрементова, Рафиса Уразгильдина и их коллег – абсолютно своя история «КАМАЗа». Едва ли не каждую втулку, опору, кронштейн они помнят по номерам, а в случае сомнений соседа подкрепляют неопровержимым доказательством: «Это моя деталь!» Ни фразы без юмора, самоиронии. Порой шуточки на грани фола: «Мы же сначала ставим машину на производство, а потом её придумываем». Это «неразлучные враги», второй главный конструктор «КАМАЗа» Рамиль Азаматов и старейшина технологов Ильдар Гильфанов по привычке пикируются. Они – ближайшая «родня» коммерсантам, без которых не смогли бы реализовать в металле свои автомобилестроительные амбиции. Как и главный связист Александр Коган, ибо г-н Сигал оглашает имена трёх китов, на которых держится комструктура: Люди, Транспорт, Связь.
– Для нас не было слова «не можем». Нам говорили – «надо», и мы делали, – выражает суть деятельности и эпохи Ильдар Абдулхакович.
Васил Каюмов (его лидерские корни – из этой же службы), представляя каждого участника, находит краткие и нетривиальные характеристики. Все они – разные, но феномен в том, что составляли целое. Борис Баланцов рисует «автопортрет», образ камазовца-снабженца несколькими штрихами: «человек с чемоданчиком, идущий по площади, от которого всё зависело». Разве состоялся бы «КАМАЗ» без их смекалки, находчивости, харизмы, умения проникать в недоступные кабинеты, закупать комплектующие и продавать готовую продукцию? Кто бы тогда «толкал конвейер»?
Одна история интереснее другой. Нелли Кокошина (дам всего две, она и Галина Халиуллина, и почтение к ним – глубочайшее) вспоминает, какие баталии приходилось выдерживать в спорах с поставщиками, каким монстром был Белебей с его автонормалями.
Вспоминают о «самой лучшей операции Сигала» 1983 года, когда Владимир Борисович «поднял военную авиацию», и на громовой вопрос тогдашнего «генерала», В.А. Фаустова, «Где металл?!» ответил: «Летит!» Металл, в самом деле, летал на «КАМАЗ» в течение месяца из Комсомольска-на-Амуре.
Рафис Уразгильдин переносится в начало 90-х. После пожара на «движках», подбирая двигатель, контактировали со всеми мировыми производителями. А потом была задача продать эти автомобили, причём с отсрочкой на год. Коммерсанты решили эту задачу в… Латинской Америке: и контракты подписали, и деньги (аккредитивы) получили.
Вячеслав Новиков рассказывает о строительстве кирпичного завода и об особо важном задании третьего «генерала», Николая Беха: добыть для камазовских дам-с к празднику 8 Марта эксклюзивные ароматы от «Кристиан Диор». И французские духи ехали на «КАМАЗ» на машинах вместе с технологическим оборудованием.
Попутно выясняется, что именно г-н Новиков, оказывается, виноват в подъёме китайской экономики, обеспечив поставки в КНР 70 тысяч КАМАЗов – в обмен (в том числе, понятное дело) на знаменитые пуховики!
Звучит почти студенческое: «Гип-гип – ура!» Какие трудности не отступят перед такой энергетикой!
Всё это впитывали и проникались авантюрным коммерческим камазовским духом нынешние наследники – молодые, но уже руководящие работники блока закупок и ТФК «КАМАЗ» Давид Тедеев, Наиль Гумеров, Алексей Соболев, Денис Кочнев. Они получили от предшественников «камазовскую прививку» и заверяют, что не подведут – будут стремиться, чтобы «вам за нас не было стыдно». История продолжается!
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ.