Последние полгода камазовским учебным подразделением - Многофункциональным центром прикладных квалификаций машиностроения – руководит Ульяна Зотова, назначенная на должность в июне. Сам МЦПК, созданный в 2015 году, тем временем подбирается к своему первому юбилею, в связи с чем "Вести КАМАЗа" попросили недавно назначенного директора поделиться текущими результатами работы центра и рассказать о том, как на "КАМАЗе" готовят машиностроителей для завода, республики и всей страны.
ПРИСЫЛАЮТ ЗАВОДЫ, ПРИХОДЯТ И САМИ
МЦПК был создан на территории автогиганта в Набережных Челнах, как совместный проект «КАМАЗа» и Министерства образования и науки РТ. Целью его была подготовка отраслевых специалистов для отечественных предприятий, независимо от географии их расположения и отношения к такому сегменту машиностроения, как производство автомобилей. За минувшие девять лет в центре обучились 48 тыс. человек из 20 регионов России. На базе МЦПК были разработаны 350 образовательных программ, из которых больше 60 написаны по индивидуальным запросам предприятий. В корпусе созданы и оснащены два десятка мастерских, лабораторий и аудиторий.
Как напоминает директор МЦПК Ульяна Зотова, до появления центра сотрудники самого "КАМАЗа" осваивали профессию прямо на заводе. Близость к производству и будущему рабочему месту, конечно, положительно сказывалась на обучении, однако отсутствие единой методологии и педагогического подхода давали о себе знать. В нынешних обстоятельствах для курсанта сохраняется возможность практики на реальном производстве под руководством наставников, но при этом теорию он может изучать в традиционных условиях вузов и ссузов. Сами образовательные программы подготовлены в соавторстве со специалистами "КАМАЗа", что позволяет выпускнику сразу приступать к своим трудовым обязанностям, поскольку с заводскими условиями он тоже уже знаком.
«К нам приходят учиться люди разных возрастов и профессий, - говорит Зотова. -Вариантов попасть к нам множество. Прежде всего, заявки подают заводы. К примеру, хочет завод взять человека без опыта – сначала направляет его к нам. Или по-другому: не хватает конкретных специалистов, и завод предлагает работникам освоить новую профессию, кто-то соглашается. Заводчанин и сам может обратиться к своему руководству, если желает получить еще одну специальность. Кроме того, временами сотруднику требуется повышение квалификации для карьерного роста».
По словам директора, самый простой путь в МЦПК – через предприятие, потому что такой вариант бесплатен для курсанта. Однако это не исключает возможности прийти учиться самостоятельно, в группе или индивидуально. Центр при необходимости формирует вечерние потоки, чтобы не отвлекать курсантов от работы. Для тех, кто приходит в МЦПК, что называется, с улицы, курс стоит от 12 до 20 тысяч рублей, в зависимости от специальности.
ОБУЧЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ
Обучение – как теоретическая его часть, так и производственная практика – длится по 180-250 академических часов. В МПЦК можно выучиться на сварщика, токаря, наладчика станков с ЧПУ, тракториста, водителя погрузчика, и на многие другие рабочие специальности. Кроме очной формы обучения доступна и дистанционная с использованием телекоммуникационных технологий. Иногородние предприятия часто пользуются электронными площадками центра.
«Руководство завода обращается к нам, мы дистанционно читаем теоретический курс, а потом на онлайн-площадке принимаем экзамен под камерами, - поясняет Зотова. - Практику в таких случаях закрывает сам завод».
Под профессии, востребованные на "КАМАЗе", в МЦПК созданы мастерские, и их оснащение максимально приближено к заводскому. Здесь есть учебно-прикладные лабораторные комплексы и виртуальные тренажеры, на которых можно освоить станки и механизмы в разных режимах управления и в разных ситуациях. Есть полноценное сварочное, малярное, кузнечно-прессовое оборудование, погрузочно-разгрузочная техника. Часть ее представлена в мини-версиях, но для понимания процессов этого достаточно.
«Сейчас весь мир переходит на автоматизацию и цифровизацию, и мы не исключение. К примеру, открыли пользу VR-очков в обучении сварщиков — вместо того, чтобы заниматься дуговой сваркой вживую, ученики делают это в VR-очках. И для глаз безопаснее, и риск травматизма снижен до нуля, а навык отрабатывается прекрасно. В Тобольске целый завод так обучает сварщиков. Есть возможность обучать и маляров в окрасочной камере с применением новых технологий, но мы практикуем и стандартное обучение», - говорит директор МЦПК.
«Производство «КАМАЗа» не стоит на месте, меняются технологии, подходы, оборудование. Конечно, МЦПК как организация, которая обучает людей в первую очередь для нужд автогиганта, обязана ему соответствовать. Мы регулярно встречаемся с технологами и директорами заводов, обсуждаем необходимость модернизации оборудования. Замена парка оборудования и дооснащение мастерских в ближайших планах. Программы тоже регулярно обновляем, а сейчас хотим наладить контакт с «Российскими студенческими отрядами». Мы предлагаем обучать ребят на своей базе, дистанционно - во время каникул, к примеру, а когда они приедут на завод, то закрыть и практическую часть», - рассказывает Зотова.
Кроме того, по словам директора, сегодня МЦПК много внимания уделяет институту наставничества: совместно со специалистами Корпоративного университета разработана программа, в рамках которой опытные работники заводов проводят по несколько дней в центре, осваивая образ эффективного наставника, от внешнего вида до манеры речи. Этот проект только стартовал, но несколько групп наставников курс уже прошли.
Текст: Эльвира Галлямова
Фото: Виталий Зудин
интересные программы, полезные
Ответить (0)Реальная возможность получить " корочку"
Ответить (1)Я думал автоматизация производство это роботизированные комплексы. А это Виар очки для сварки.