На конвейере сборки кабин нового модельного ряда на АвЗ появились инструменты для создания продукта премиум-класса.
Линия обросла каркасом из алюминиевых балок, на котором закрепляют умные гайковёрты и модернизированные манипуляторы. На одной площадке идут одновременно монтаж нового оборудования, его пусконаладка и сборка кабин К4 и К5.
Монтаж оборудования на конвейере начался в мае. Приспособления и инструменты необходимы для качественного освоения новой технологии.
– Сборка начнётся с операции снятия дверей с каркаса кабины. Это позволит увеличить рабочее пространство, а значит, устанавливать детали и системы внутри станет удобнее. К тому же сборка самих дверей занимает около 20% рабочего времени. Чтобы успевать работать в такт с основным конвейером, эту операцию решили вывести за основную линию, и на финише устанавливать уже готовый узел, – поясняет начальник отдела анализа эффективности сборочных производств АвЗ Владимир Арасланов.
Затем специальная грузоподъёмная система поднимет кабину на высоту, удобную для сборки её нижних компонентов.
На станции по затяжке передней подвески кабины уже почти готов к работе гайковёрт с электронной системой контроля затяжки. «С таким инструментом не схалтуришь, – улыбаются руководители. – После операции он должен дать сигнал «Затяжка произведена верно», информация о ней будет отправлена в систему MES, а чек с полученным результатом будет вклеиваться в контрольную карту сборки кабины».
Есть и другие преимущества – новый инструмент практически избавит от вибрации. Плавность хода уже оценили слесари МСР на операции подсборки передней подвески: здесь электронный помощник трудится уже вторую неделю.
Всего на конвейере будет установлено 10 умных гайковёртов, они появятся на всех особо ответственных операциях затяжки узлов. Вместо стоечных манипуляторов на конвейере будут работать навесные. Они более манёвренные, удобные, к тому же теперь гидравлическая рука сможет дотянуться до кабины на расстояние до шести метров. Без этих установок на сборке КАМАЗа-54901 никак не обойтись: панель приборов весит 70 кг, сиденье для водителя и лобовое стекло – по 60 кг. Главное – подружиться с таким помощником.
Конвейер после модернизации прирастёт на шесть станций, дополнительные появятся на старте для расшивки узких мест сборки кабины снизу и на финише – здесь сразу на трёх постах будет вестись параметрирование и программирование электронных систем кабины.
Изменится на конвейере и освещение. На смену традиционным светильникам придут светодиодные. С более высоким уровнем светового потока проще будет рассмотреть каждое место крепления детали или узла.
Уже запущена в опытную эксплуатацию новая ветка подвесного толкающего конвейера подачи кабин на ГСК. Если раньше уже собранные кабины устанавливали на шасси с помощью грузоподъёмного механизма, то теперь они будут опускаться на шасси автомобиля сверху по линии ПТК.
Все новые гайковёрты и манипуляторы начнут работать уже в сентябре, тогда же начнётся и процесс подключения конвейера сборки кабин нового модельного ряда к системе MES. Монтаж стоек для мониторов начнётся в ближайшее время.
Последним звеном в цепочке станет дождевальная камера, где будет вестись проверка на герметичность. При испытаниях агрегат будет автоматически подстраиваться под размер кабины. Её запуск запланирован на декабрь, сейчас идёт монтаж фундамента.
Модернизированный конвейер АвЗ по своему оснащению должен соответствовать линиям сборки мировых производителей автомобилей. Качество продукта тоже должно быть на высоте.
Текст: Татьяна Белоножкина, фото: Виталий Зудин