13 декабря 1969 года на строительстве Камского автозавода в районе стройбазы был вынут первый ковш грунта.
Несмотря на то, что некоторые до сих пор думают, что в декабре 1969 года был заложен символический первый камень в фундамент КАМАЗа, - это не так!
13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли!
Именно этот день и считается днём рождения КАМАЗа.
.
Как писал в те дни собственный корреспондент газеты "Советская Татария":
"Это событие тем более знаменательно, что произошло оно в дни ударной ленинской вахты. Строители КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ - инициаторы соревнования за досрочное выполнение высоких обязательств в честь ленинского юбилея, начали сегодня новую страницу в летописи Набережных Челнов."
Первый ковш грунта вынул экскваторщик Михаил Тимофеевич Носков - лучший машинист КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ.
.
Говорят, что в то время в этой строительной организации были такие искусные мастера своего дела, которые ковшом тяжёлого экскаватора могли поднять спичечный коробок (!), зацепив земли при этом - с горсть, не больше.
Из воспоминаний Михаила Тимофеевича Носкова:
"Было это в декабре 1969 года.
Поздним вечером 12 числа погрузили мы с помощником экскаватор на трайлер и тронулись на будущую строительную площадку.
Темень, пурга, ветер с ног сшибает.
Проехали километров двадцать, потом свернули в сторону от Мензелинского тракта и остановились. Там уже ждали со своими машинами бульдозеристы Данилов, Бухаров, Минигареев, скреперист Насыров.
Чуть рассвело.
Это уже 13 числа.
Прицепил я клин-бабу, взрыхлил мерзлую землю.
Подошли КрАЗы.
Бульдозеры расчистили дорогу к отвалам.
- Ну, Михаил Тимофеевич, начинай! – скомандовали мне.
Увеличил обороты дизеля.
Завел ковш в забой.
Набрал грунт, поднял его и ссыпал в самосвал.
Раздались аплодисменты, защелкали фотоаппараты…"
.
Первый ковш грунта отвез шофер Фанус Фатыхов на двенадцатитонном КрАЗе (внизу на фотографии первый справа).
Первыми бульдозеристами были В. Бухаров и М. Мингараев.
Первым скрепером в этот день управлял Ф.Насыров (внизу на фотографии третий справа).
Напарником Носкова М.Т. ( внизу на фотографии третий слева) был экскаваторщик Усов Михаил Николаевич (внизу на фотографии четвёртый слева)
И ещё один интересный исторический факт.
Первый ковш был вынут на экскаваторе Э-100 №35 «Пионерский» .
Почему "Пионерский" ?
Всё дело в том, что металл для экскаватора собрали пионеры Костромы, а сделали его костромские комсомольцы и прислали на строительство КАМАЗа.
Михаил Тимофеевич Носков не ограничился только тем, что вынул первый ковш.
В самые первые дни начала строительства КАМАЗа он показывал рекордную выработку.
Прочтите небольшую заметку из газеты «Советская Татария» от 19 декабря 1969 года, написанную Галиуллиным Наилем Фатыховичем, в то время собственным корреспондентом этой газеты.
Посмотрите агитационный листок начала 1970-х, рассказывающий о Михаиле Тимофеевиче Носкове.
Увы, никаких данных пока у нас на сегодняшний день нет...
Ответить (0)Редакция, можете написать, про Носкова, где он сейчас?
Ответить (0)Редакторы, обратите внимание, в заголовке пишите про базу строительной индустрии, а в сканах из газеты речь идет об объектах стройбазы. Стройбаза и БСИ это два разных объекта.
Ответить (0)Мощное дело
Ответить (0)Ураа!!!
Ответить (0)