В конце 1960-х и начале 1970-х годов в связи со строительством КАМАЗа активная работа была развёрнута не только на строительной площадке в Набережных Челнах, не только на московском заводе имени Лихачева (ЗИЛ), но и в Ярославле.
50 лет назад на Ярославском моторном заводе были изготовлены 18 опытных образцов двигателей с нижним расположением распределительного вала.
Затем была предложена конструкция модели двигателя с верхним расположением.
Этот прототип и был взят за основу.
Кстати, работы над камазовским двигателем начались в далёком 1966 году, когда ещё никто и не слышал о КАМАЗе.
Именно тогда на Ярославский моторный завод пришло техническое задание из Министерства автомобильной промышленности СССР.
Дизельный двигатель должен был обеспечить перевозку 30-титонного автопоезда со скоростью 100 километров час независимо от профиля дороги – в гору ли или под гору…
К тому же двигатель должен был обладать моторесурсом в 8 000 часов.
Между прочим, Форд и Бош имели в то время моторы с ресурсом в 6 000 часов.
.
Прообразом камазовского двигателя стала модель двигателя ЯМЗ-641, размерность цилиндров 115 мм.
Ярославские конструкторы поменяли размерность цилиндров до 120 мм и существенно переработали конструкцию мотора.
В октябре 1970 года разработчики камазовского мотора увеличили рабочий объем двигателя с 9,5 до 10 литров, а в декабре 1970 года объем двигателя увеличили до 10,85 литров.
Тогда же изменилась общая компоновка двигателя, изменились габариты по высоте и длине, вырос вес (с 640 до 730 кг).
В начале 1971 года была создана экспертная комиссия под руководством доктора технических наук Ханина Н.С.
В неё входили представители заводов и институтов машиностроительной отрасли.
Комиссия утвердила решение о размерности цилиндров, конструктивных особенностях, компоновке нового двигателя.
Для проработки и заказа оборудования по изготовлению камазовского двигателя требовалась конструкторская документация.
А в её разработке и выдаче, обратите внимание, принимали специалисты из службы двигателистов УГК КАМАЗа, находившиеся уже в то время в Ярославле – Модин А.И., Зиганшин Р.В., Гатиатуллин З.Н. – выпускники Казанского авиационного института.
Руководил тогда этим процессом Ахтареев Рамиль Мухаметнурович – заместитель главного конструктора УГК КАМАЗа по двигателям, который уже имел к тому времени опыт конструкторской работы на УРАЛАЗе.
Новому двигателю был присвоен индекс ЯМЗ-740, который с середины 1970-х годов стал называться КАМАЗ-740.
Первый экземпляр мотора собрали и поставили на испытания в бокс 15 марта 1971 года.
Вот как об этом сообщает заметка в газете «Известия» от 31 марта 1971 года.
В Музее КАМАЗа хранятся документы, в которых главный конструктор ЯМЗ Чернышев Георгий Дмитриевич (внизу на фотографии) регулярно информировал Министерство автомобильной промышленности СССР о ходе стендовых испытаний.
К началу 1973 года были проведены все приёмочные испытания двигателя и о мотор пошёл на подготовку к производству.
Как хорошо известно, первый двигатель на заводе двигателей был собран 4 декабря 1975 года.
Но о том, какая работа над камазовским мотором в период с 1973 года, расскажу чуть позже.
Фото: музей «КАМАЗа»