25 декабря 1976 года на кузнечном заводе произошла штамповка первого коленвала. Очевидцами этого события, в том числе, стали Поляков Виктор Николаевич - министр автомобильной промышленности СССР и Васильев Лев Борисович - генеральный директор КАМАЗа. Вот как это событие описано в книге «КАМАЗ-Металлургия». История в лицах и фактах».
«…Испытание отдельных узлов ковочной части линии началось с раннего утра. Основное внимание было приковано к главному прессу, уникальность которого в мощности 12000 тс и в скорости штамповки. Большой интерес представлял также выкрутной пресс, где происходит выкрутка шеек коленвала на 90 градусов. И вот закончено испытание последнего, калибровочного пресса, который и придаст коленчатому валу его окончательную форму. Наступает торжественная минута. Оператор проходит к пульту, нажимает кнопку, и толкатель отправляет заготовку весом в 136 килограммов в нагреватель. Нагретая до 1250 градусов, она движется по конвейеру, проходит вальцовку, и манипулятор укладывает ее в гибочный ручей пресса. Буквально за несколько минут коленчатый вал проходит обрезку, выкрутку, и вот с калибровочного пресса снимают уже готовенькую, доведённую до нужных размеров деталь. По производству коленвал – самая сложная и самая трудоёмкая поковка, которую теперь будет выпускать завод…».
Стоит сказать, что поковка была изготовлена на прессе с усилием в 12 тысяч тонн. Монтаж этого пресса был проведен в рекордные сроки – с планируемых 12 месяцев его сократили до 3.
Более подробно о том, как работает данный пресс, рассказывает газета «Вести КАМАЗа» от 8 июля 2011 года.
Фото: музей КАМАЗа