Скорбная весть пришла сегодня из Москвы: в возрасте 83 лет скончался первый начальник Управления внешних связей "КАМАЗа" Сергей Николаевич Позняков. Основатель УВС не только прокладывал дорогу камазовской технике на международных рынках и курировал наладку иностранного оборудования, но и решал вопросы бытового обеспечения камазовцев, а также инфраструктурного развития города автомобилестроителей в 1975-1980 годах.
ЛУЧШИЕ РУКОВОДИТЕЛИ К РУКОВОДСТВУ НЕ СТРЕМЯТСЯ
На "КАМАЗ" Сергей Николаевич попал не по личной инициативе – его биография больше связана с наукой, чем с производством. Коренной москвич 1939 года рождения, в 1957-м году он поступил в Московский автомеханический институт и, окончив его в 1962-м со специальностью «Машины и технологии обработки металлов давлением», остался в МАМИ работать преподавателем.
Одновременно Позняков продвигался по комсомольской линии. Будучи членом ВЛКСМ в 1953-1964 годах, он сначала исполнял функции секретаря комитета организации в школе, затем в институте, был членом комитета ВЛКСМ Первомайского района Москвы и ревкомиссии столичного горкома. В 1965-1966 годах, уже с партбилетом, он стал заместителем секретаря парткома МАМИ. В это время у него родился первый из двух сыновей, но с первой супругой долгосрочные отношения не сложились. В 1969 году Позняков женился повторно.
В институте он работал сначала ассистентом на двух кафедрах, поступил в аспирантуру и в 1970-м защитил диссертацию кандидата технических наук. После этого, продолжая преподавать, Сергей Николаевич возглавил технологический отдел кузнечного производства в Москве, за три года добрался до позиции главного металлурга, но пойти дальше по этой стезе ему не удалось – специалист понадобился "КАМАЗу", и в этом со мнением первого гендиректора "КАМАЗа" Льва Васильева согласился минавтопром СССР.
С челнинской частью биографии Познякова "Вести КАМАЗа" познакомились благодаря изысканиям заместителя главного редактора журнала «Историк» Арсения Замостьянова, который в настоящее время ведет совместный проект завода и «Литературной газеты». Издательский проект посвящен становлению камазовского экспорта, и в последние годы Замостьянову доводилось встречаться с Позняковым - одним из основателей этого направления. По словам нашего респондента, в середине 1970-х Васильева больше интересовали дипломатические способности Познякова и его знакомство с заграницей – к тому времени Сергей Николаевич уже несколько раз побывал за рубежом с миссиями сотрудничества по линии ВЛКСМ. С Челнами и "КАМАЗом" он тоже был знаком, как руководитель студотряда, работавшего на Камском автозаводе по распределению. Тем не менее, когда Васильев предложил Познякову создать и возглавить на "КАМАЗе" Управление внешних связей, тот отказался - держался за науку в своем институте. Однако партия сказала «надо», и в 1975 году усилиями Сергея Николаевича новая служба была создана.
«ОН БЫЛ СВЯЗУЮЩИМ ЗВЕНОМ МЕЖДУ «КАМАЗОМ» И ИНОСТРАНЦАМИ, «КАМАЗОМ» И ГОРКОМОМ…»
За пять лет у руля УВС Познякову удалось сделать многое и на разных фронтах. Основной его задачей считалось обслуживание иностранных бригад, которые монтировали и запускали на заводе импортное оборудование. Таких командированных в те годы на "КАМАЗе" насчитывались тысячи, и Позняков занимался их бытом от и до: организовывал питание, лечение, транспорт, досуг, обеспечивал одеждой… Как вспоминает директор Музея "КАМАЗа" Александр Чухонцев, он даже похороны организовывал, когда один из иностранных работников скончался в Челнах.
«Первые пару лет работать приходилось в основном с иностранцами, - подтверждает и Замостьянов, - Но Сергей Николаевич отвечал не только за сервис, он решал и технологические вопросы. От иностранцев тогда зависело все, в том числе и успешность авральной сборки первого КАМАЗа к съезду КПСС. Чтобы наладить коммуникации, Позняков, к примеру, собрал на "КАМАЗе" штат переводчиков. За работу с зарубежными партнерами его прозвали «министром иностранных дел "КАМАЗа"». Но то были времена дефицита, и он занимался обеспечением не только иностранцев. Все, что было нужно заводчанам в социальном плане, он пробивал в местных органах самоуправления и партии. Он курировал обустройство ресторанов и кинотеатров, приложил руку к созданию "Интерклуба"».
Главным же достижением Познякова спикер все-таки считает настройку экспорта: пускай основная ответственность за экспортные поставки в те годы лежала на Министерстве внешней торговли СССР, но за выставки, на которых иностранцы узнавали камазовскую технику, отвечал Сергей Николаевич. «Сначала он доводил выставочные грузовики до кондиции, а потом показывал, - рассказывает Замостьянов, - Таким образом он организовал участие "КАМАЗа" в лейпцигской выставке – первой международной для челнинского завода. Грузовик получил на ней медаль, но сам Позняков не был доволен – считал машину недостаточно подготовленной. Зато к следующей выставке в Белграде он подготовился уже основательно и именно ее считал премьерой КАМАЗа на международной арене. И действительно, после нее югославы несколько лет покупали челнинские грузовики. Позже он поднимал статус делегаций, приезжающих уже на "КАМАЗ" – с визитами в Челнах стали бывать фигуры иностранного крупного бизнеса и государств. Даже первые лица – Эрих Хонеккер, например, приезжал, глава ГДР. Да и первая поставка в ГДР была при Познякове, в 1976 году. Он был хорошим организатором, знал языки, обладал коммуникабельностью и дипломатичностью, и потому всегда выступал связующим звеном между руководством "КАМАЗа" с одной стороны, а с другой – либо иностранными партнерами, либо горкомом и обкомом партии». В 1980 году Сергей Николаевич, исполнив свою миссию в Челнах, вернулся в Москву и продолжил преподавать до самой пенсии, и даже дольше.
Редакция "Вестей КАМАЗа" выражает семье Сергея Николаевича глубокие соболезнования в связи с кончиной одного из самых ярких представителей плеяды камазовских руководителей первого призыва.
Фото: из архива Арсения Замостьянова
Да, золотые были времена!
Ответить (0)