Телефонное мошенничество становится одним из распространенных видов преступлений. Как показывает практика, в разряд пострадавших попадают не только пожилые люди, но и молодые и вполне образованные. Как действуют мошенники, удаётся ли их поймать и как не стать жертвой, рассказал помощник прокурора г. Набережные Челны Ильназ Гайнуллин.
– В Набережных Челнах в 2020 году было зарегистрировано 1057 заявлений по социальным мошенничествам, которые попадают под действие ст. 159 УК РФ с использованием сотовой связи. Если сравнивать с 2019 годом (647 таких сообщений), то их стало в 1,5 раза больше, причем это только официально зарегистрированные случаи. В 2020-м в суд было направлено 70 уголовных дел по телефонным мошенничествам, в 2019 году – 77.
Чтобы не стать жертвой телефонных мошенников, нужно знать их схемы обмана. Наиболее популярная – звонок якобы от имени сотрудника банка. Пример: 8 декабря 2020 года в дежурную часть ОП № 2 «Комсомольский» поступило заявление от жителя поселка ЗЯБ. Ему позвонил неизвестный, представился сотрудником службы безопасности Сбербанка, сообщил, что мошенники произвели непонятные манипуляции с его расчетными счетами и предложили перевести все деньги на уже якобы застрахованный расчётный счет. Мужчина согласился и, сняв все деньги со своего счёта, перевел их на незнакомые ему абонентские номера, продиктованные мошенником. Находясь на постоянной телефонной связи с ним, пострадавший под предлогом защиты расчетного счета умудрился оформить кредиты в различных банках, расположенных на территории поселка ЗЯБ. В общей сложности он перевел незнакомцу 1737500 рублей. Что примечательно, переводы осуществлялись в отделениях Сбербанка, и при этом у сотрудников банка не возникло подозрений.
Другой случай произошел днем ранее, 7 декабря. Также под предлогом сохранности денежных средств 37-летняя владелица карты «Альфа-Банка» лишилась 343 тысяч рублей. При этом пострадавшая сама озвучила мошеннику, какой картой она пользуется, под его диктовку на своем телефоне установила приложение TeamVieverUniversal для работы в удаленном доступе и сообщила мошеннику пароли, поступившие на ее номер, не вчитываясь в текст сообщений.
По обоим случаям заведены уголовные дела, но по окончании срока следствие приостановились, потому что не удалось установить обвиняемых. И деньги потерпевшим можно вернуть лишь в случае раскрытия этих уголовных дел.
Чтобы не стать жертвой мошенников, специалисты советуют не реагировать на SMS без подписи и внимательно относиться к звонкам с незнакомых номеров. Нужно найти способы проверить достоверность информации, полученной от незнакомцев. Не ленитесь перезванивать своему мобильному оператору для уточнения правил акции, новых тарифов и условий разблокирования якобы заблокированного номера.
Для возврата средств при якобы ошибочном переводе существует чек. Не возвращайте деньги – их вернет оператор. И помните, что никто не имеет права требовать коды банковских карт.
Текст: Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН.