Ремонтно-инструментальному заводу ПАО "КАМАЗ" сегодня исполнилось 55 лет, если вести отсчет с начала его строительства. О текущем состоянии производства и его перспективах рассказал "Вестям КАМАЗа" директор РИЗа Валерий Алексеев.
«ЕСТЬ ПЛАНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ»
– Валерий Иванович, вы возглавили РИЗ в мае 2024 года. Какие задачи тогда поставило перед вами руководство «КАМАЗа»?
– Прежде всего, бесперебойно обеспечивать инструментом и оснасткой заводы «КАМАЗа», чтобы исключить простои. Также нужно было снизить затраты на инструмент и систематизировать контроль запасов.

– Какие планы были у вас при вступлении в должность?
– Мне важно было сохранить коллектив, повысить его квалификацию, омолодить, создать условия для работы. Инструментальных заводов в России осталось не так много, поэтому работники РИЗа – уникальные люди, самый ценный актив предприятия. Я коллег называю профессорами своего дела. Чтобы изготавливать качественный инструмент и оснастку, требуются и интеллектуальные, и физические данные, и сноровка, и опыт. Оборудование у нас в основном универсальное, но, в каком бы идеальном состоянии оно ни находилось, молодежь сегодня неохотно учится работать, а станков с программным обеспечением не так много. Есть планы технического перевооружения предприятия. Современные станки –программные, их точность впечатляет. Они требуют знания программирования, работник при таком станке становится оператором. С техническим и технологическим обновлением мы сможем привлечь молодые кадры.
– Какие проекты планируете реализовать, занимаясь перевооружением?
– Я возлагаю большие надежды на совместный с МГТУ проект «Станкин». В конце прошлого года РИЗ подписал с институтом договор, который подразумевает разработку концепции перевооружения завода. Проект институт предоставит нам к концу 2025 года. В первую очередь необходимо переоборудовать цех режущего инструмента. Инструмент стачивается, ломается ежедневно, срок его службы недолог, а потребность в нем большая. Следующий шаг – замена оснастки, то есть вспомогательного и мерительного инструмента, который служит дольше, чем режущий. В-третьих, нужно обновить запчасти для технологического оборудования, за которые мы также отвечаем.

– Какие еще проекты реализуются сейчас на заводе и какие планируются в ближайшем будущем?
– Мы планируем закупить оборудование на следующий год, чтобы покрыть потребности в протяжном инструменте. Понадобятся один шлифовальный и два кругошлифовальных станка. Есть также проект увеличения выпуска осевого инструмента, который мы называем прогрессивным. Потребность в нем с каждым днем растет. Для этого необходим дополнительный пятиосевой шлифовально-заточной станок, а для подготовительной операции к нему требуется шлифовальное и торцешлифовальное оборудование. Кроме того, мы поставили в приоритет IT-проект «1С:ERP Внедрение планирования». Перед нами стоит задача целенаправленно внедрять MES-системы. Это даст нам правильное планирование и позволит контролировать производство.
«В НАШЕМ СЛУЧАЕ ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ВЫУЧКИ НА ПОЗИЦИЮ НЕ ПОСТАВИШЬ»
– Как обстоят дела с внедрением прогрессивного инструмента?
– На АвЗ, ЗД и ЗЗЧиК интенсивно обновляется оборудование, для чего и требуется прогрессивный инструмент. Мы в прошлом году внедрили 97 позиций такого инструмента: 84 позиции – с заменой санкционного, экономический эффект составил 1,7 миллиона рублей на тысячу деталей; 10 позиций отечественного производства, экономический эффект достиг 397 тысяч рублей на тысячу деталей; три позиции внедрено с повышением производительности обработки, экономический эффект – 37,9 тыс. рублей. В этом году запланировано внедрение не меньше ста позиций прогрессивного инструмента, включая изготовление и испытание.
Вехи истории ремонтно-инструментального завода ПАО "КАМАЗ"
1970 год – вынут первый ковш земли на строительной площадке РИЗа
1971 год – вступил в строй цех нестандартного оборудования
1972 год – создано самое крупное заводское подразделение – энергоремонтный цех
1973 год – на заводе запущен первый станок и изготовлена первая деталь – опора задней рессоры для автомобиля КАМАЗ
1974 год – госкомиссией подписан акт приемки в эксплуатацию первой очереди РИЗа – 120 тыс. кв. метров площадей, 2500 единиц технологического оборудования. На заводе действуют больше десятка цехов, изготавливающих инструменты и оснастку для КАМАЗа
1975 год – создана своя учебная база
23 мая 1980 года – на РИЗе впервые проведен День ремонтника
1990 год – налажен выпуск пожарных машин в ЦНО
1995 год – приступили к производству гидроусилителей руля и водяных насосов
1997 год – предприятию вручены диплом и почетный знак «За достижения в технологии и качестве»
1998 год – налажено производство специализированной автотехники: пожарных автомобилей, коммунальной техники, бензовозов на базе шасси КАМАЗ
2000 год – завод первым на «КАМАЗе» сертифицировал свою систему качества на соответствие международным стандартам ИСО 9001 и 9002
2003 и 2004 год – завод стал дипломантом премии «КАМАЗа» в области качества
2005 год – внедряются методы управления 5S, ТРМ, SMED, благодаря которым возросла производительность
2013 год – появление прогрессивного оборудования, позволяющего изготавливать инструмент как из твердого сплава, так и из быстрорежущей стали
2019 год – запустили пятиосевой заточный станок с ЧПУ, чтобы изготавливать инструмент для производства рядного двигателя Р6
2020 год – впервые спроектировали и изготовили электрический гайковерт с электронной системой управления.
– 2025-й объявлен на «КАМАЗе» Годом качества и повышения производительности труда. Какие шаги предпринимаются в поставленных рамках?
– От нашей продукции зависит качество деталей и, соответственно, автомобиля в целом. В этом направлении у нас работа выстроена. Она касается и подготовки кадров, и всего производственного цикла. В прошлом году у нас появились пилотные группы по повышению производительности труда. Они вели системную работу в коллективе и смогли организовать ремонт и обеспечение технологического оборудования запчастями без негативного влияния на темп конвейера. Не все с первого раза получается, но мы учимся и эффект уже есть.

– Какие проблемы вы видите на РИЗе сейчас? Как их можно исправить?
– Есть нехватка персонала. Такая проблема существует не только на РИЗе, но в нашем случае человека без выучки на конкретную позицию не поставишь. Надо знать оборудование и технологию, понимать, как делать инструмент и оснастку, знать, где они используются. Этот вопрос мы решаем с помощью наставничества, на этом все выстроено. У каждого богатого опытом работника свои секреты, как сделать инструмент быстрее и качественнее. К примеру, есть два шлифовщика шестого разряда: один делает протяжку, второй занимается другим инструментом, и он эту протяжку сделать уже не может – не та специфика. Этот нюанс не учитывается в ссузах, там просто учат на шлифовщиков, а уже здесь, на месте, работник получает уникальные навыки. Еще хочу отметить нашу активную работу с колледжами и училищами. Под наши нужды готовятся группы токарей и фрезеровщиков. Надеюсь, что если не 100% этих молодых специалистов придут к нам, то большинство.
Текст: Кирилл Свиридов
Фото: "Вести КАМАЗа"
РиЗ лучшая школа в плане роста для станочников, у меня очень много знакомых с этого прекрасного завода.
Ответить (0)Уважаемый Валерий Иванович, есть доля правды в ваших словах, например работать с персоналом - Займитесь наконец то персоналом, у вас явно не хватает квалифицированного персонала, ни мастера, ни нач цехов, и даже выше, просто не умеют разговаривать, начальников много, толку мало... Не надо фантазировать и раскидываться новыми задачами, нужно обновить оборудование и наконец начать делать хорошо то, что делаем и молодёжь потянется. За окном 21й век, станкам по 50 лет...
Ответить (1)Интересно, как Валерию Ивановичу обновлять оборудования. Можно конечно предъявить, что он не добился обновления парка оборудования, выхода завода на безубыточность. Но возникает вопрос - какие ресурсы он для этого имеет. А ресурсов он не имеет никаких. В той системе координат, в которой он работает, его единственный ресурс - это люди вокруг него, работающее оборудование и все.
Уважаемый валерий вы все правильно говорите я полностью с вами согласен и поддерживаю единственое но нехрена вы взялись за то что риз никогда не делал да и делать не должэн а это какоето совсем не понятное как перемотка дэлектро двигателей ример пожалуйста у коровы 4 соска а учеловека 2 руки как за все соски ухватится зря не швейную фабрику для сидений тожэ нужны вот как то так родное ризовское сверло метчик хрен где купиш а это классный был инструмент ничета что сейчас в продажэ
Ответить (1)Уважаемый 281-й. РИЗ этим занимался и вполне успешно будучи ОАО "КИСМ". Коллектив КИСМ насчитывал 5000 человек и завод успешно работал и ремонтировал электродвигатели, делал инструмент, вел логистику, обеспечивал запчастями к оборудованию, вел капитальный ремонт оборудования, делал прессформы. Но потом кто-то сказал: зачем нам делать инструмент, мы будем его покупать, зачем нам термообработка, мы будем делать все в ТГК на заводе двигателей.
Некоторые мастера возомнили себя богами и в отличие СССР овских мастеров, просто придираются. Не дают возможности адаптироваться, требуют высшей квалификации от новеньких станочников. Тиски не ремонтируются должным образом
Ответить (0)Отношение к людям должно быть лояльное тогда и кадры будут.
Ответить (0)Хотелось ,чтобы РИЗ пополнился молодыми кадрами! Но нет...к большому сожалению! На работу с кадрами надо привлекать профессионалов.
Ответить (0)