Сегодня, 13 декабря, «КАМАЗ» отмечает свой 52-й день рождения. В 1969 году машинист Михаил Носков поднял первый ковш грунта при планировке площади под производственную базу стройиндустрии. Этот момент и считается началом великой стройки на Каме.
Экскаватор Э-100 № 35, которым управлял Михаил Носков, был назван «Пионерским»: металлом для него собрали костромские пионеры, а машину сделали комсомольцы и прислали на новую стройку страны.
«Чуть рассвело, – вспоминал потом передовик производства, – прицепил я клин-бабу, взрыхлил мерзлую землю. Подошли КрАЗы». Бульдозеры расчистили дорогу к отвалам.
– Ну, Михаил Тимофеевич, начинай! – скомандовали мне. Увеличил обороты дизеля. Завел ковш в забой. Набрал грунт, поднял его и ссыпал в самосвал. Раздались аплодисменты, защелкали фотоаппараты…»
Серию снимков, которые стали историческими, сделал фотохроникер Камиль Ситдиков.
После первого ковша грунта, поднятого 13 декабря 1969-го, в полях наступило затишье. В дирекции «КАМАЗа» занимались подготовкой к строительным работам – необходимо было обеспечить генподрядчика проектно-сметной документацией, заключить все необходимые договоры, сделать привязку на местности.
Но мерзлая земля уже была взрыхлена. «КАМАЗ» объявили ударной комсомольской стройкой, и со всех уголков страны сюда начали съезжаться те, кто сейчас носит гордое звание «Первостроитель КАМАЗа».
Между тем памятная дата еще не раз появится в камазовской хронике.
Через семь лет, 13 декабря 1976 года, был выпущен 5000-й каркас кабины КАМАЗа. В то время план старались не просто выполнить, а перевыполнить. Большегрузы, сходящие с главного конвейера, ждали во всех уголках страны. Многие бригады и участки выполняли годовые показатели раньше срока, в декабре. Одним из подарков за такую работу была… елка – раз коллектив вступал в Новый год раньше срока, по своему календарю, то имел право на праздник. 13 декабря 1976 года зеленая красавица появилась в бригаде Вадима Тимофеева. Еще одной уже официальной наградой для электрогазосварщика стало право участвовать в сборке 5000-го автомобиля. Такую путевку получали лучшие из лучших со всего коллектива «КАМАЗа». Путь в 5000 каркасов кабин прессоворамщики проделали меньше чем за год.
Вместе с каркасом 5000-й кабины по конвейеру едет елка!
А еще через 10 лет, 13 декабря 1986 года, был собран миллионный двигатель КАМАЗа. В честь этого события на главном конвейере завода был организован торжественный митинг, в память о нем были изготовлены специальные медали.
Собирали миллионник бригады В. Сморжевского и И. Гайнетдинова. «…И когда готовились к сборке миллионного двигателя, хотелось сказать ему как человеку: к тебе, дружище, отношение иное. И сами научились построже с себя спрашивать, и другие, видим, о качестве больше заботятся», – рассуждает в публикации «Рабочего КАМАЗа» бригадир комсомольско-молодежной бригады Ильшат Гайнетдинов. – Работая так, надеемся: второй миллион камазовских двигателей завоюет авторитет самых надежных и качественных моторов».
После успешно пройденных испытаний, одобрения службы качества и заключения представителей госприемки миллионник отправился на ГСК автомобильного завода.
Миллионный двигатель встречали торжественно, с митингом
Текст: Татьяна Белоножкина. Фото из архива «КАМАЗа».