Как сообщила сегодня пресс-служба Набережночелнинского горсуда, горожанам, пытающимся вернуть деньги за билеты на отмененные в этом году курортные рейсы, слишком рано требовать возврата своих средств. Сделать это попыталась семья, которая в июне не смогла улететь на Кипр.
БЕЗ КИПРА И БЕЗ ДЕНЕГ
Получить возврат денег за отменный июньский авиарейс на Кипр несостоявшиеся туристы смогут добиться от авиакомпании не раньше, чем через три года – такой ответ получила в суде очередная челнинская семья, обратившаяся с иском к ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Согласно судебным материалам, в январе этого года – то есть до начала пандемии - семья купила билеты от Москвы до кипрской Ларнаки и обратно. За несколько дней перед вылетом «Аэрофлот» уведомил туристов об отмене рейсов из-за введенных ограничений. Судя по всему, семья надеялась на альтернативное предложение от перевозчика, потому что за возвратом средств обратилась только спустя месяц, однако в любом случае никакого возмещения не последовало. Тогда пострадавшие обратились в суд, потребовав взыскать с «Аэрофлота» стоимость билетов, штраф в размере половины от присужденной судом суммы и компенсацию морального вреда вместе с расходами на адвоката. Как уточнила «Вестям КАМАЗа» зампредседателя горсуда Наталья Тольберг, семья заплатила перевозчику за билеты 193 тыс. рублей, а моральный вред от срыва поездки оценила в 20 тысяч.
В удовлетворении иска было отказано: за период пандемии российские законодатели успели издать несколько нормативных актов, которые предписывают авиакомпаниям возвращать деньги с большой отсрочкой. Решение набережночелнинского суда еще не вступило в силу, однако на этот счет уже есть наработанная судебная практика в пользу перевозчиков. Отмены рейсов из-за коронавируса суды трактуют как вынужденные по непреодолимым обстоятельствам.
Так, судьи поясняют, что перевозчики отказывают клиентам не по своему разумению, а подчиняясь распоряжениям должностных лиц, ответственных за предупреждение чрезвычайных ситуаций. Угроза распространения COVID-19 – это и есть потенциальная ЧС, в силу чего отказ от договорных обязательств можно расценивать как форс-мажор. Такая ситуация не освобождает продавца от обязательств навсегда – то есть, если турист по-прежнему захочет улететь за границу после того, как все ограничения будут сняты, авиакомпания должна либо устроить это, либо вернуть деньги. При этом должник не отвечает за убытки, связанные с просрочкой обязательств.
В июле было принято Постановление Правительства РФ № 991, которое и предписывает перевозчикам либо зачесть сумму долга в счет других поездок, либо вернуть, но в течение трех лет. Заявление на возврат в этом случае тоже следует подавать только через три года после отменного рейса. Более оперативный возврат денег предусмотрен только для отдельных категорий пассажиров – инвалидов, ветеранов ВОВ, сопровождающих их лиц и многодетных семей. Признав ситуацию форс-мажорной для авиакомпании, суд заключил, что челнинская, вполне обычная, семья подала иск преждевременно.
ПОКА ОТКРОЮТ ГРАНИЦЫ, ЗАМОРОЖЕННЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОТПУСК ОБЕСЦЕНЯТСЯ
Постановлением №661 вооружен сегодня и Госкомитет РТ по туризму, как сообщила «Вестям КАМАЗа» руководитель пресс-службы этого ведомства Оксана Аганина. С путевками же сроки возврата денег более адекватные, но ненамного.
«Туроператор обязан предоставить равнозначный турпродукт не позднее 31 декабря 2021 года, - пояснила Аганина, - Если заказчик откажется от предложения, то оператор в тот же срок обязан вернуть уплаченную ему денежную сумму». Такие правила касаются всех, кто заключал договор с туроператором до 31 марта этого года, за исключением, опять же, льготных категорий граждан – для них ожидание возврата ограничено тремя месяцами.
Меры, принятые правительством в пользу авиакомпаний и туроператоров, рассчитаны, конечно, на защиту их от банкротства, и в этом смысле регламенты, вероятно, работают – по информации Аганиной, в этом году в республике ни один туроператор не разорился. Для туристов это тоже хорошая новость, так как в случае банкротства оператора возврат денег представляется маловероятной перспективой. Однако банкротство может настигнуть любого туроператора и после пандемии - в 2023 году, когда придет срок рассчитываться с клиентами, ведь самим операторам точно также не возвращают деньги иностранные коллеги и отельеры. По оценкам отраслевых аналитиков долги крупных российских туроператоров перед населением исчисляются сегодня миллиардами рублей.
С турагентствами вопрос обстоит иначе: в отличие от своих поставщиков, маленькие местные распространители путевок, зачастую работающие в формате ИП, в случае банкротства отвечают перед клиентами личным имуществом. Их комиссии от сделок невелики, однако за пять месяцев простоя в высокий сезон и последующее слишком избирательное открытие курортных направлений продажи агентов упали на 65-75% . Государство помогло им с выплатой зарплат на уровне минималки и временно освободило от уплаты страховых взносов, но большого эффекта от этих мер никто не ждет: в результате пандемии рынок турагентств будет существенно прорежен.
При худших сценариях пандемии, если популярные направления не откроются в нормальном режиме в ближайшие несколько месяцев, аналитики пророчат сворачивание бизнесов не только агентств, но и части туроператоров, и авиакомпаний. Сейчас из Казани можно улететь только в Африку, Великобританию и Турцию. Если расклад не изменится до наступления следующего сезона отпусков, туристы, чьи средства сегодня оказались замороженными у туроператоров и авиаперевозчиков, потеряют гораздо большие суммы, чем просто агентские комиссии. Впрочем, и при открытии границ использовать «заложенные» деньги в следующем году, скорее всего, можно будет только с существенной доплатой. Рост цен на все услуги туристической отрасли прогнозируется примерно на уровне 20% - если эту цифру не задерет еще выше растущий курс доллара.
Потому что Российское правительство возложило риски пандемии на плечи населения.
Ответить (1)Ну надо же! А чешское, французское и прочие - на чьи плечи возложили? На марсиан?
Давно уже пора понять, что не стоит заранее покупать туры, а ездить по горячим путевкам! Это дешевле и безопаснее в плане вложенных средств. Главное, чтоб загран. паспорта были.
Ответить (1)Кому как. Лично я придерживаюсь прямо противоположного мнения. Вообще не вижу повода для паники, оформляйте ваучер, и спокойно купите на него любой билет, да ещё с 15% скидкой.
Вернут, ага, держи карман шире
Ответить (0)Почему в Европе, мгновенно возвратили деньги, за билеты на несостоявшиеся рейсы, всем... даже гражданам других стран. Наши же морозят чужие деньги.
Ответить (3)при чём тут "куда доберёшься", если речь про "у них" и "у нас"?
далеко ты на ржд доберёшься, ну если только во владик
И у них, и у нас были разные случаи, не надо влажных фантазий про "у них". У нас РЖД, к примеру, всё вернула немедленно после требования, в конце марта - начале апреля это было.