Альтернативные поставщики недостающих комплектующих для актуальных сегодня КАМАЗов поколения К3 найдены и готовы к запросам автогиганта, а под восстановление производства К5 практически составлена дорожная карта. Сложности с иностранными партнерами обеспечили дополнительную загрузку собственных мощностей "КАМАЗа", и его «дочки» в регионах тоже обеспечены заказами – об этом заводчане услышали на очередной встрече с менеджментом компании.
«ЧЕТКО ВИДИМ, КАК ВЕРНУТЬСЯ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ К СБОРКЕ КАМАЗА-54901»
Программа оперативного возврата к сборке грузовиков поколения К5 на "КАМАЗе" принципиально сформирована, сроки ее понятны руководству завода. Служба развития в настоящее время прорабатывает детали этого процесса – такими новостями поделился на очередной встрече с персоналом первый заместитель генерального директора ПАО "КАМАЗ" Юрий Герасимов. Со дня первой такой встречи на прессово-рамном заводе прошла всего неделя, но за это время менеджмент "КАМАЗа" определился с загрузкой как заводов технологической цепочки, так и с перспективами дочерних производств.
Выступив накануне перед работниками на этот раз автомобильного завода, Герасимов напомнил, что модельный ряд К4, который по стратегическому плану и так доживал последний год, ушел с конвейера пораньше под давлением обстоятельств, а все силы сегодня брошены на локализацию крайнего поколения и его флагмана – тягача КАМАЗ-54901.
«Я не стану пока называть конкретную дату восстановления производства К5 - она уже определена, но программу нужно утвердить на уровне гендиректора, - пояснил Герасимов, - Мы четко видим, как вернуться в скором времени к сборке КАМАЗа-54901, который так востребован на внутреннем рынке, особенно в отсутствие конкуренции». Строго говоря, сборка К5-х продолжается и в марте, и на апрель есть план, но небольшой - ограниченный складскими запасами комплектующих. Доля автомобилей старшего поколения К3 соответствует квартальному расчету, а К4-х и К-5-х в этом месяце, по словам Герасимова, будет выпущено порядка 530 штук. Из них три с лишним сотни приходятся на тягачи 5490, и две сотни – на 54901. Заказ на март полностью сформирован, причем контракты по линии Внешнеторговой компании даже превысили бизнес-план. У «Торгово-финансовой компании "КАМАЗ"», ориентированной на внутренний рынок, продажи немного сократились вслед за снижением темпа сборки: на ближайшее время, напомним, перед заводчанами поставлена задача собирать по 180 автомобилей в сутки. Герасимов при этом отметил, что на фоне сниженной загрузки главного конвейера одновременно растут заказы на комплектующие собственного производства. Для завода запасных частей и компонентов в три раза увеличивается объем производства собственных коробок передач – КПП-154 пойдут на КАМАЗы поколения К3. Пропорционально вырастет и объем поковок под эти коробки на кузнечном заводе.
«Если в декабре завод запчастей выпускал 1,4 тысячи КПП-154, в феврале - 1,2 тысячи, то в этом месяце заказ вырос до 2,7 тысячи коробок, из которых на конвейер пойдут 2,3 тысячи, - конкретизировал Герасимов, - В апреле производственный план увеличится снова, уже почти втрое».
Под выпуск автомобилей К-3 экологического класса Евро-5 поставщики определены, и они уже освоили номенклатуру. "КАМАЗом" будут задействованы Алтайский завод прецизионных изделий, ЯМЗ и Ярославский завод дизельной аппаратуры – сегодня Герасимов и председатель профкома Кирилл Пузырьков отправились с Ярославль убедиться в готовности технологических линий перед утверждением месячного плана на апрель.
ДОЧЕРНИЕ КОМПАНИИ ЗАКАЗАМИ ОБЕСПЕЧЕНЫ
У дочерних предприятий "КАМАЗа" в регионах проблем с загрузкой тоже не возникает. Тутаевский моторный завод, в частности, выпуская для камазовского конвейера свыше сотни мелкосерийных отливок, переданных в свое время литейным заводом, в основном работает на снабжение тракторного производства, а этот сегмент федеральное правительство на прошлой неделе поддержало субсидиями. На поддержку льготного лизинга сельскохозяйственной техники председатель правительства Михаил Мишустин 5 марта подписал 12 млрд рублей, что позволило якорному заказчику ТМЗ увеличить бизнес-план почти на 50% от прошлого года. Практически 75% товарной продукции ТМЗ забирает АО «Петербургский тракторный завод», который в 2021 году выпустил 2,7 тыс. тракторов, на три четверти оснащенных двигателями ТМЗ. В этом году Питер рассчитывает изготовить около 4 тыс. тракторов, что обеспечит стабильную загрузку и тутаевскому заводу.
Для «НЕФАЗа» основой производства давно стали автобусы и электробусы, и в этой части без проблем не обошлось: новый модельный ряд пассажирского транспорта в результате европейской внешней политики остался без кондиционеров, однако альтернативный поставщик уже найден. Параллельно в объеме производства «НЕФАЗа» выросла доля самосвалов – в марте их выпустят 1,08 тыс. штук.
Как Герасимов, так и Пузырьков перед аудиторией автомобильного завода подчеркнули, что, хотя российский рынок и сожмется на фоне европейских санкций, зато он будет «весь наш».
«Иностранные бренды уходят, но все, что останется, ляжет на наши плечи, - констатировал председатель профкома "КАМАЗа", - Это с одной стороны хорошо, но с другой - это для нас дополнительные обязательства, мы должны держать марку "КАМАЗа" по качеству. Работа с клиентами всегда была на первом месте, но сейчас ее приоритет еще более значим».
Пузырьков отметил при этом, что столь же принципиальным вопросом для "КАМАЗа" остается и сохранение штата. Спикер привел в пример действия иностранных инвесторов, вынужденных сегодня ставить на паузу бизнес в России: и IKEA, и McDonald’s, закрывая свои точки, продолжают платить зарплату сотрудникам. В первом случае речь идет о 15 тыс. сотрудников, во втором – о 60-ти тысячах. «Их дальновидные решения говорят о том, что эти компании намерены вернуться на наш рынок. Чтобы быстро развернуться, как только час пробьет, людей нужно сохранить, иначе никак нельзя. "КАМАЗ" всегда поступал так же, и даже при сниженном темпе главного конвейера тарифы сохранятся на прежнем уровне», - заверил Пузырьков.
Чего "КАМАЗ" не может себе позволить в нынешних обстоятельствах – так это донабора сотрудников, хотя грамотных специалистов компания готова принимать на работу в любое время. «Вероятно, потребуется определенная ротация персонала – с учетом того факта, например, что сборка грузовиков К4 сворачивается, а доля К3 растет, но нам нужны все специалисты, - подтвердил и Герасимов, - Где-то убудет, где-то прибудет». К сказанному исполнительный директор добавил, что есть вероятность высвобождения персонала одного из иностранных поставщиков, локализованных в Набережных Челнах – и его специалисты "КАМАЗу" в случае чего тоже пригодятся.
В заключение спикеры призвали не забывать на фоне макроэкономических сложностей и о другой насущной проблеме: не должна отходить на второй план борьба с коронавирусом на заводах группы.
Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин