Сегодня представляю вашему вниманию воспоминания Васина В.В. о рождении и становлении коллектива КБ ( далее - КБ) самосвалов управления главного конструктора КАМАЗа.
Васин Виктор Васильевич пришёл на КАМАЗ в 1971 году с Саранского завода автосамосвалов инженером - конструктором КБ самосвалов.
В 1976 году Васин Виктор Васильевич стал начальником этого КБ, в 1990-х годах работал в ТФК, а затем вернулся в НТЦ начальником отдела эксплуатационной документации, где и работал до ухода на пенсию в 2012 году.
«Оглядываясь назад, к истории создания КБ самосвалов я вспоминаю как после прихода в УГК, в Московскую дирекцию в 1971 года, я был направлен на МАЗ, в конструкторский отдел, разработавший КАМАЗ- 5510, для его доводки.
Затем были месяцы испытаний в суровых условиях нашего бездорожья и решение о постановке на производство на КАМАЗе.
Так был приобретён первый опыт большой работы.
Затем, в 1973 году главный конструктор, в то время В. Н. Барун, поставил задачу разработать самосвал грузоподъёмностью 11 тонн.
С кузовом из алюминиевых сплавов и рычажной системой опрокидывания кузова.
Из конструкторов УГК была создана рабочая группа для работы над этим самосвалом - первым поектом УГК, довольно сложным и по нынешним временам.
Кузов из алюминиевых профилей разрабатывал Семёнов А. Г.
Гринченко И.В. разрабатывал надрамник, я - опрокидывающий механизм и гидравлику, а также отвечал за всю работу в целом.
Работали с большим энтузиазмом, так как в группе были в основном молодые специалисты, это была первая самостоятельная работа да ещё столь грандиозно по новизне и объему.
Вспоминается, как мне во сне привиделось, что в изготовленном по нашим чертежам гидроцилиндре не хватает уплотнительного кольца во вставки и при испытаниях из под неё брызнуло масло.
Утром, бросившись к чертежу, я действительно не обнаружил необходимого кольца.
Вот уж поистине ни днём, ни ночью не прекращалась работа «серого вещества».
Этот самосвал был изготовлен экспериментальным цехом УГК на РИЗе.
И первый пробный подъем произвёл большое впечатление: при небольших размерах гидроцилиндра громада алюминиевого кузова поднималась на 65° – становилось практически стеной.
Это была первая значительная победа всего коллектива УГК.
Появился опыт у конструкторов, технологов, рабочих, снабженцев, появился вкус победы, и следующая задача – создание самосвала КамАЗ-5511 решалась уже более подготовленным коллективом.
Для работы надо самосвалом КАМАЗ-5511 в 1976 году было узаконено КБ самосвалов, фактически существовавшие к тому времени.
Первыми его штатными работниками стали я – начальник КБ и Соколов В.В. - выпускник КАИ.
Затем, позднее, в КБ пришли Орлова Н.Ф., Лапшина С.Н. и другие.
Работа надо самосвалом КАМАЗ-5511 велась уже на профессиональном уровне со стендами и дорожными испытаниями, с участием заводов комплекса в изготовлении опытных образцов: отливки уже были отливками, поковки – поковками.
К разработке привлекались и работники других КБ: Семёнов А. Г., Екимов С. В., Гринченко И.В. , Уголев С. В. и другие.
Работали дружно и самозабвенно: до 9 – 10 вечера оставались за кульманами, по две смены пропадали в экспериментальном цехе.
Помню, как с технологом экспериментального цеха Крюгером Б. всю ночь устанавливали платформу на первый опытный образец самосвала, а она всё не ставилась и уже под утро, установив, погнали его на конвейер, где сходили в тот день первые автомобили конвейерный сборки, а самосвал КАМАЗ-5511 – первая разработка специалистов КамАЗа, должен был, по замыслу, сойти с конвейера следом.
Обидно, что тогда нас с Крюгером из кабины самосвала вытряхнули, а посадили туда победителей социалистического соревнования.
Вспоминается, как у этого самосвала мы никак не могли запустить гидравлику, бились над ней уже два – три дня, а кузов всё не хотел подниматься.
И в один из дней утром в экспериментальный цех пришел посмотреть вблизи на новый самосвал генеральный директор Васильев Лев Борисович.
Главный конструктор все торопил с запуском гидравлики.
А мы перед приходом генерального только что устранили очередной дефект и готовились к её запуску.
И – о чудо: при Васильеве Л. Б. впервые поднялся кузов.
Наши радости, как и радости главного конструктора, не было предела.
А потом испытания, доработка конструкции, межведомственные испытания, и тяжело дававшиеся постановка на производство нашего детища на Нефтекамском заводе автосамосвалов.
Вспоминаются недели и месяцы, проведённые на НЗАсе, трудная дорога туда и обратно на попутных машинах, телегах, тракторных прицепах, а однажды и на вертолёте, в любую погоду, в мороз, метель, весенний паводок и осеннюю распутицу.
А разве забудешь поездки на место эксплуатации автомобилей КАМАЗ, разговоры с водителями, их далеко не всегда лестные отзывы о новых машинах и то, как приходилось отстаивать её достоинства, раскрывать возможности и воспитывать новое отношение к сложной техники – на порядок более высокой, чем имевшиеся в то время в АТХ.
Впервые творческая работа коллектива конструкторов была отмечена авторским свидетельством на промышленный образец.
А затем новая круговерть из чертежей, расчётов, опытных образцов, испытаний других новых, оригинальных разработок.
И как этапы: КАМАЗ - 55102- самосвал с трехсторонней разгрузкой.
91-2П-7- самосвальный прицеп для работы с самосвалом КАМАЗ-5511 (заказ КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ).
Это только модели, которые были поставлены на производство.
А ведь были модели, которые умерли после изготовления опытных образцов, либо, не дойдя даже до этой стадии.
Совершенствовались и серийно выпускаемые узлы: заменена была коробка отбора мощности, гидрораспределитель.
На счёту КБ более десятка изобретений, а два работника бюро награждены медалями ВДНХ: Васин Виктор Васильевич - золотой медалью, а Орлова Нинель Фёдоровна - бронзовой.
Много работников прошло школу в КБ самосвалов в разное время.
Это молодые специалисты Сингатуллина Валентина, Охотников Сергей, Урманов Ильдар Ильгамович, Булат М., Прытков Дмитрий Васильевич, Яковлев С., Сотников А. и, как я уже упоминал, Соколов Владимир Васильевич, Лапшина С.
Кроме молодых были и опытные: Орлова Нинель Фёдоровна , Гужавина Татьяна Ивановна, Грибанова В.П., Пигалицына Наталья Леонидовна
Внизу коллектив отдела самосвалов.
Фотографию подписала Кимерал Аида Рафаиловна.
Сидят слева направо:
1. Соколов Владимир Васильевич
2. Пигалицына Наталья Леонидовна
3. Васин Виктор Васильевич – начальник КБ самосвалов
4. Гужавина Татьяна Ивановна
5. Пряжкин Валерий Васильевич - начальник КБ прицепов
Стоят слева направо:
1. Семёнов Адольф Григорьевич
2. Охотников Сергей …
3. Урманов Ильдар Ильгамович
4. Бабиков Юрий Анатольевич
5. Прытков Дмитрий Васильевич
6. Дашков Владимир …
7. Огородникова Лидия Васильевна
Я считаю, что история рождения и становления коллектива КБ самосвалов типична и для других КБ УГК-НТЦ.
Так же из молодых неоперившихся кадров благодаря самоотверженному, да, именно так - САМООТВЕРЖЕННОМУ труду и окрыляющему доверию молодым со стороны руководителей вырастали классные специалисты своего дела.
Честь им и хвала сегодня, в юбилейные дни КАМАЗа и НТЦ».
Внизу автомобили КАМАЗ-5511.