В Картинной галерее Набережных Челнов открылась выставка художника-самоучки Владимира Мышова - камазовского литейщика, чей талант был признан как в нашей стране, так и за рубежом.
«От Шильны до Девентера» – так назвали экспозицию организаторы, посвятив ее памяти автора, ушедшего из жизни год назад. Выставка могла и не состояться: наследники художника после его смерти не стремились сохранить работы, однако их уберег челнинский коллекционер Валерий Ковшарёв.
Мышов поздно начал изучать язык искусства, как и свой родной чувашский язык. Когда-то на казахском полустанке его, 14-летнего, отец посадил в поезд и отправил в родное село Рунга Буинского района ТАССР. Язык парень учил по чувашскому героическому эпосу «Улып», который вслух читала его тетя. Ей он позже посвятит несколько своих картин. В Рунге Мышов полюбил деревенскую жизнь, там же он впервые взял у маляров краски с кисточками, чтобы скопировать картину Левитана «Март».
Азы живописи будущий художник постигал уже в Москве, где он работал литейщиком на заводе имени Лихачёва, по вечерам посещал изостудию во Дворце культуры ЗИЛа, а выходные проводил в Третьяковке. В Набережные Челны он приехал в 1972 году, чтобы заработать на квартиру для семьи. Устроился на литейный завод и после запуска производства трудился огнеупорщиком почти четверть века.
В автограде судьба свела Мышова с художниками студии «Мета-3». После рабочей смены он вместе с Сергеем Кузьминым, Александром Прокоповым и Сергеем Скварниковым выезжал на этюды в село Боровецкое, на берега Шильны и Тоймы. К 1979 году, когда Владимир получил в свое распоряжение мастерскую, он уже с каждого пленэра возвращался со стопкой этюдов и замыслов - писалось легко. Одолевали, впрочем, Мышова и творческие сомнения, судя по тому, как часто он возвращался к своим работам, подсвечивая настроение картины. Далеко не все из них были окончены.
На выставке представлено много пейзажей любимых мест художника. Две работы – «Осенний мотив» (1989 год) и «Березы» (1988) – были приобретены Государственным музеем изобразительных искусств РТ.

Первая картина, представленная на фото, написана в традиционной манере русского реализма. В «Березах» автор отдает дань уважения импрессионизму. В 1980 году им было начато большое полотно «Жизнь» со сложным библейским сюжетом, над которым он трудился более 20 лет, при этом называя работу этюдом к фреске.
Жизнь художника изменилась после встречи с голландской галеристкой Мэри Кустал, которая, оценив дар художника, пригласила его в гости. В течение 10 лет он выезжал в Голландию, путешествовал по Европе, много рисовал. Его персональные выставки в галерее Кустал имели большой успех: на каждую картину находилось по два-три покупателя, для некоторых художнику приходилось делать авторское повторение. В экспозиции есть полотна, написанные во время таких поездок. Вот одна из них, запечатлевшая переулок в Девентере.

«Владимир Мышов мечтал о большой теме, о монументальном искусстве, – говорит искусствовед Елена Паршикова. – Его работы отличаются очень богатой палитрой, они интересны даже будучи незавершенными».

Персонажами Мышова чаще всего выступали сельчане. По словам сотрудников Картинной галереи, писал он и коллег-литейщиков, но те работы не сохранились. С наследием художника можно ознакомиться на выставке до 2 февраля. После этого коллекция, вероятно, отправится на временное хранение в городское отделение Союза художников, а что будет с ней дальше – пока неясно, поскольку постоянного музея изобразительных искусств в Набережных Челнах нет.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин
можно было показать картину ЖИЗНЬ со сложным библейским сюжетом.
Ответить (0)Отец моей подруги-одноклассницы. Я не раз бывала у них дома, простая семья. И повсюду картины, картины, картины. Даже скульптуры были, очень красиво выполнены. Не знала, что он умер :-(
Ответить (0)Здорово! Идея с выставкой очень интересна
Ответить (0)Важно, чтобы этот талант не был забыт. Обязательно схожу.
Ответить (0)Да, интересный человек дил среди нас.А почему бы не создать музей изобразительных искусств в Челнах к 50з летию?
Ответить (0)