Начало года с его крепкими морозами стало серьезной проверкой на устойчивость энергетической системы «КАМАЗа», которая питает теплом, электричеством, водой подразделения группы в Набережных Челнах. "Вести КАМАЗа" поинтересовались у главного энергетика, как компания прошла испытание.
МЕНЯЕМ ВСЕ, ОТ КАЛОРИФЕРОВ ДО ЛАМПОЧЕК
- Юрий Геннадьевич, какова обстановка на рабочих местах?
– Морозные дни удалось пройти без аварий. Температура внутри корпусов не опускалась ниже 17 градусов, что соответствует санитарным нормам. Это результат слаженной и четкой работы сотен специалистов, причастных к эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, при регулярном контроле со стороны отдела главного энергетика. В морозные зимние дни необходимо особенно пристально следить за параметрами теплоносителя, температурой в корпусах, состоянием инженерных и противопожарных систем.
– Благоприятный климат на производстве зимой – результат активной работы летом?
– При подготовке к работе в отопительный сезон был реализован план, включающий 291 пункт. Менялись калориферы и трубопроводы приточных систем, системы теплоснабжения изолировались, промывались и чистились… В этом году для улучшения температурного режима на въездных воротах в корпусах литейного завода, АвЗ и ПРЗ были установлены десять энергосберегающих усиленных воздушных завес шиберного типа. В них струи пересекают проем и не пропускают холодный воздух в цех. Работают такие завесы без потребления тепловой энергии. А для поддержания энергетического оборудования в работоспособном состоянии с начала 2022 года его капитально отремонтировали на сумму 105,6 миллиона.
– Какие еще проекты ради лучших условий труда камазовцев реализуются сейчас энергетиками компании?
– Мы продолжаем наращивать освещенность в производственных корпусах. Первой ласточкой стала замена ламп в рамках энергосервисного контракта в КПК-3 кузнечного завода в 2021 году. В прошлом году работа в этом подразделении продолжилась – на этот раз модернизация освещения была сделана в КПК-1. Вместо морально и физически устаревших 642 светильников трех типов, которые в сумме давали 646,5 кВт, мы установили 226 светодиодных светильников суммарной мощностью 105,8 киловатта. Экономия от модернизации – 40 миллионов рублей в год, при этом освещенность по всему корпусу улучшилась, она сейчас составляет 300 люкс. Улучшились и производительность труда, и настроение камазовцев. В этом году проекты по модернизации освещения в рамках энергосервисных контрактов запланированы на ПРЗ, литейном заводе и заводе двигателей.
Таким еще недавно было освещение на кузнечном заводе…
…после замены ламп работать стало комфортнее
АВЗ БУДЕТ ПИТАТЬСЯ СОЛНЦЕМ
– Энергетика – сфера затратная. Как "КАМАЗ" экономит ресурсы?
– В пример можно привести проект снижения расходов на производство сжатого воздуха. В прошлом году "КАМАЗ" передал компрессорное оборудование в аренду дочернему предприятию «Энергетическое партнерство», в связи с чем заводам пришлось платить за сжатый воздух, и их инженерным и технологическим службам стало интересно экономить на этом. Как следствие, весь год энергетики и механики активно устраняли утечки сжатого воздуха, восстанавливали запорную арматуру, оптимизировали режим потребления. Технологические службы заводов принимали решения о замене пневматического инструмента более энергоэффективным. В результате "КАМАЗ" сэкономил общими усилиями порядка 60 миллионов рублей. Сейчас наша служба совместно с энергетическими службами заводов трудится над разработкой механизмов, которые позволят снизить потребление электроэнергии и мощность в часы пиковых нагрузок. За 11 месяцев прошлого года экономия по этой статье составила около 46,5 миллиона рублей.
– Какие еще перспективные проекты в сфере энергетики повысят эффективность «КАМАЗа»?
– Сейчас сформировано техническое задание, мы ищем исполнителя для проектирования и монтажа энергоцентра мощностью 24 МВт для литейного завода в рамках энергосервисного контракта. Энергетический центр будет спроектирован в этом году и запущен в 2024-м. Он будет закрывать как технологические, так и хозяйственные нужды предприятия в удешевленной электроэнергии и перегретой воде, которая заменит пар. В те же сроки планируется запуск солнечной электростанции на автомобильном заводе. Она позволит снизить затраты финишного производства «КАМАЗа» и станет первым шагом компании ко внедрению «зеленой» энергетики.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: "Вести КАМАЗа"