Согласно статистике травматизма на заводах автогиганта, подбитой по итогам прошлого года, в безопасность работы компания за год вложила 1,7 млрд рублей и добилась сокращения несчастных случаев на 32%. В этом году январь уже подпортил показатели, но не критично.
НЕ ВЕЗЕТ СТАНОЧНИКАМ И СЛЕСАРЯМ
Порядка 1,7 млрд рублей вложил "КАМАЗ" за прошлый год в охрану труда на производстве – такие траты не свели уровень травматизма к нулю, однако снизили более чем на 32%, с 28-ми случаев до 19-ти. Меньше стало и тяжелых несчастных случаев, хотя год назад, в апреле, происшествие на литейном заводе унесло жизнь 51-летнего слесаря-ремонтника. В отдельных подразделениях – в генеральной дирекции, в компаниях «КАМАЗ-Энерго» и «КАМАЗэнергоремонт», на автомобильном и прессово-рамном заводах число травм даже увеличилось в сравнении с 2020-м годом.
Непосредственно на безопасность рабочих мест, теоретические навыки в сфере охраны труда и разнообразные средства защиты из общей суммы инвестиций было израсходовано 356,4 млн рублей. Так, профильное обучение работников потребовало 14,4 млн рублей, спецодежда и обувь, а также их обслуживание, включая химчистку – 160,6 миллиона. Для улучшения условий труда компания провела за год 729 разнообразных мероприятий – от планового ремонта до внедрения новых оснасток, потратив на них 181,4 млн рублей. В результате рабочие места стали комфортнее и защищеннее от нештатных ситуаций для 15,8 тыс. заводчан, больше трети из которых – женщины.
Наибольшую долю происшествий обеспечила камазовцам работа с движущимися механизмами – когда, например, рука оказывается в зоне действия шлифовального круга. Фиксировались также падения с высоты, а число травм из-за столкновений с погрузчиками в производственных корпусах выросло по сравнению с 2020-м годом вдвое. Расследования показали, что заводчане не привыкли осматриваться, пересекая маршруты погрузчиков.
Из 19 инцидентов прошлого года 8 были связаны с нарушением правил охраны труда. На втором месте среди причин травматизма – организационные, на третьем – элементарная неосторожность пострадавших. Чаще других в нештатные ситуации попадали станочники и слесари-ремонтники, в основном новички - почти половина пострадавших имела стаж работы меньше одного года.
ЯНВАРЬ УЖЕ ПОДПОРТИЛ СТАТИСТИКУ
По возрастным критериям выраженных акцентов статистика не предлагает, однако номинально наибольшее число случаев травматизма приходится на работников 30-35 лет. Стоит отметить, что в прошлые годы чаще травмировались работающие пенсионеры – заводчане в возрасте 60-65 лет. Неизменным на протяжении долгих лет остается одно правило: мужчины попадают в травмоопасные ситуации гораздо чаще женщин. В прошлом году из 19-ти случаев в 16-ти пострадали мужчины, и только в 3-х ситуациях жертвами обстоятельств стали представительницы прекрасного пола.
Отчет о травматизме на заводах компании в этом году охватывает пока только январь. Если разделить все травмы пропорционально по месяцам, то итоги первого говорят о положительной динамике – за январь на "КАМАЗе" произошел лишь один несчастный случай. Однако в январе 2020-го года не было зафиксировано ни одного ЧП, поэтому ситуация по итогам месяца все-таки ухудшилась.
Тяжелой первую травму года не назовешь: молодой плавильщик металла на литейном заводе ушиб большой палец правой руки. Случилось это в обычной рабочей суете: бригада плавильщиков разбивала куски скрапа, очищая от него приямок печи. Один из крупных кусков не поддавался, и тогда двое рабочих подняли его целиком, чтобы загрузить в тару. На высоте метра от пола кусок неожиданно раскололся. Половина осталась в руках 30-летнего литейщика с заводским стажем свыше 5 лет. Он попытался, но не смог удержать металлический валун: падая, скрап ребром ударил по пальцу мужчины, оставив ушибленную рану на первой фаланге пальца. Организация труда была признана неудовлетворительной, а работник – нарушителем трудового распорядка, поскольку техника эксплуатации печей подобных способов очистки приямка не предусматривает.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин, pixabay.com