На фоне запуска в Набережных Челнах проекта Передовой инженерной школы, софинансирует которую "КАМАЗ", возникают вопросы: а как компания работает с вузами сегодня? Сколько кадров готовит? Участвует ли в научной деятельности? Ответить на них "Вести КАМАЗа" попросили заместителя гендиректора компании по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению Жанну Халиуллину.
«ЗАТРАТЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗАМИ В 2019–2022 ГОДАХ ПРЕВЫСИЛИ 31 МИЛЛИОН РУБЛЕЙ»
– Жанна Евгеньевна, с какими вузами "КАМАЗ" сегодня совместно готовит кадры?
– Компания взаимодействует с 40 вузами, среди которых базовыми для нас остаются Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета и Набережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического университета. Эти вузы дают массовый приток кадров на «КАМАЗ»: в течение учебного года практику на производстве проходят порядка 700 их студентов, а трудоустраиваются около 250 выпускников. Общие затраты на взаимодействие с вузами в 2019–2022 годах превысили 31 миллион рублей, но это не обязательно деньги – учебным заведениям, к примеру, передавались детали, узлы и агрегаты КАМАЗов на общую сумму 23 миллиона. Часть средств идет и на развитие учебно-материальной базы, на выплату именных стипендий студентам, на оплату за руководство практикой. Стоит отметить, что по инициативе ПАО «КАМАЗ» и по поручению главы Татарстана была разработана проектно-сметная документация на строительство университетского кампуса в Набережных Челнах – это лабораторный корпус и два здания общежития. 68,8 миллионов рублей на эти цели выделил бюджет республики. Следующими этапами станут государственная экспертиза ПСД и включение проекта в финансовый план Министерства науки и высшего образования РФ.
– В чем заключается сейчас программа целевой подготовки студентов?
– Эта программа реализуется с 2008 года, в основном с базовыми вузами. Мы отбираем студентов-старшекурсников технических направлений, которые совмещают учебу с работой на "КАМАЗе". Ежегодно программу целевой подготовки проходят свыше 80 студентов третьих и четвертых курсов. Кроме того, совместно с МГТУ имени Баумана с прошлого года реализуется сетевая образовательная программа по направлению «Электроэнергетика и электротехника», профиль «Электромобили». Ее особенность в том, что обучение уже с первого курса ведут преподаватели КФУ и МГТУ имени Баумана. По ней обучаются 19 человек.
– Какова роль «КАМАЗа» в образовательном процессе?
– Наши руководители возглавляют четыре кафедры НЧИ КФУ: системного анализа и информатики; автомобилей, автомобильных двигателей и дизайна; конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств; материалов, технологий и качества. Еще 15 камазовцев являются преподавателями, 70 – председателями и членами государственной аттестационной комиссии. Ежегодно проводятся около 10 гостевых лекций, преподаватели разных кафедр вуза проходят стажировку на «КАМАЗе». Кроме того, созданы пять профильных кафедр: три – в НЧИ КФУ и две – в КНИТУ-КАИ, а «КАМАЗ» ежегодно проводит экспертизы образовательных программ и учебных планов.
30 СТАРТАПОВ ЗА 3 ГОДА
– Как решается проблема оттока выпускников из Набережных Челнов?
– Для решения этой острейшей проблемы «КАМАЗ» совместно с руководством республики, администрацией города и базовыми вузами ведет широкую профориентационную работу. Все подразделения и организации «КАМАЗа» имеют подшефные школы. На профориентационные проекты для вузов, колледжей, школ и даже детсадов компания ежегодно выделяет грант в размере 3 миллионов рублей. Проводятся «Дни КАМАЗа» – комплексные мероприятия для детей всех возрастов в школах, летних лагерях, колледжах. Ежегодно свыше 1,4 тысячи школьников и студентов приходят на экскурсии по нашим производствам. В трех школах организованы инженерные классы, летом проводятся инженерные смены. Для студентов со всей России уже восемь лет проходит молодежный форум «PROFдвижение», который на паритетных основаниях софинансируют «КАМАЗ» и минтруда РТ. Ежегодный бюджет форума – 2,25 миллиона. Не забудем и о двух организациях дополнительного образования для 7 тысяч детей, созданных с участием "КАМАЗа" – это детский технопарк «Кванториум» и многофункциональный центр допобразования «Техногород», обе площадки российского уровня.
- Расскажите, пожалуйста, о новом проекте стартап-студии.
- Создание стартап-студии станет логическим развитием проекта Передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех». КФУ при концептуальной и финансовой поддержке «КАМАЗа» выиграл грант минобрнауки на открытие ПИШ, а студия даст студентам возможность реализовать свои бизнес-идеи, рожденные в ПИШ, разрабатывать прототипы и выводить их на рынок. «КАМАЗ» станет для них первым клиентом и инвестором. Уже имеется ряд исследований, требующих коммерциализации технологий. Перечислю несколько из них: шумопоглощающий полиуретановый коврик для автомобиля КАМАЗ; технология гибки стальных и нержавеющих трубок для трансфера водорода; мобильные водородные зарядные системы для портативных устройств; материалы для 3D-печати опытных образцов компонентов нового модельного ряда автомобилей. До 2025 года мы планируем запустить 30 стартап-проектов, вовлечь свыше 70 студентов в предпринимательскую деятельность и создать порядка 40 научно-интеллектуальных продуктов.
Текст: Татьяна Парамонова
Фото: Виталий Зудин